ВТОРОЙ БОЛГАРО-СОВЕТСКИЙ СИМПОЗИУМ «ПСИХОЛОГИЯ и ПРАКТИКА»

Дикая Л. Г., Журавлев A. Л.

Психологический журнал 1987, Том 8, № 6. С. 156-158

 

В настоящее время в разных областях общественной практики все большее внимание уделяется изучению и активизации человеческого фактора. В материалах XXVII съезда КПСС. и ряда пленумов ЦК КПСС подчеркивалась роль психологической науки в этом вопросе (был сформулирован социальный заказ), что способствовало интенсификации психологических исследований в области практической психологии в целях внедрения результатов исследований в общественную практику.

На симпозиуме был рассмотрен широкий спектр вопросов по следующим направлениям: психология труда и инженерная психология, социальная психология и психология личности, а также по психологическим проблемам управления, обучения и компьютеризации, пентициарной психологии. В нем участвовали известные специалисты

  

     


Стр.157

НРБ, представлявшие все ведущие психологические центры Болгарии: Софийский университет, Медицинскую академию, Транспортно-медицинский институт, Академию общественных наук и социального управления, Высший институт физкультуры, Институт исследования молодежи, Центральную службу при Министерстве внутренних дел.

Организатором симпозиума в НРБ была Центральная лаборатория по психологии при Болгарской академии наук. Представители Академии наук СССР выступили с докладами и осуществляли руководство секциями.

На пленарном заседании симпозиума с докладом выступила проф. Е. В. Шорохова. Она охарактеризовала пути использования теоретического, методического, практического и организационного потенциалов социальной психологии в современных условиях, когда значительно возрастает роль человеческого фактора. Были рассмотрены также некоторые примеры реализации выделенных видов научного потенциала в сфере трудовой и идеологической деятельности. Проф. Г. Иолов проанализировал развитие психологического познания в связи с развитием практической психологии. Особое внимание он уделил рассмотрению «психологических технологий», в частности применению социально-психологического тренинга в целях обучения руководящих кадров, подготовки к лекторской работе, повышения квалификации практических психологов и т. д.

А. Л. Журавлев подчеркнул, что психологическое содержание основных компонентов стиля руководства определяется мотивационными механизмами деятельности руководителя, которые реализуются в его взаимодействии с исполнителями. Были выделены следующие типы мотивации руководителей: личные достижения в профессиональной деятельности, участие в коллективной деятельности и общении, достижение успеха в непрофессиональной сфере, сохранение существующего положения дел.

Старейший психолог Болгарии Г. Пирьов в обзорном докладе подробно остановился на роли практики в развитии методов психологии, показал, как новые области применения психологии стимулируют развитие новых методов или адаптацию и модификацию известных. Анализу методологических подходов в инженерной психологии и психологии труда был посвящен доклад 3. Ивановой. В докладе И. Косева была предложена психологическая модель социалистической организации труда, которая, по мнению докладчика, повысит эффективность труда психологов-практиков.

На заседании, посвященном проблемам психологии труда, обсуждались задачи, стоящие перед специалистами этого направления (М. Радославова, А. Иванова), занятыми вопросами повышения активности человека в разных видах трудовой деятельности, например в транспортной психологии (Н. Божков). Ряд докладов был посвящен анализу факторов, определяющих эффективность труда, таких, как роль личностных особенностей в реадаптации водителей, перенесших психотравмы вследствие стрессовых воздействий (Б. Цветкова), или влияние психофизиологической саморегуляции состояния операторов на эффективность профессиональной деятельности (Л. Г. Дикая). Большой интерес участников вызвал доклад С. Михалковой, предложившей несколько комплексов экспресс-диагностики состояний готовности водителей и степени сформированности их профессионально важных качеств.

Психологическим проблемам компьютерного обучения детей были посвящены доклады X. Монова, Л. Василева, В. Цонева и др. В них дана характеристика типов взаимодействия школьника с компьютером: самостоятельно, с учителем, с партнером, в диаде, триаде и т. д. Показано, что с введением компьютеризации в обучение возрастают активность ученика и степень воздействия на него учителя.

Большое внимание в НРБ уделяется изучению психологических особенностей личности правонарушителей в целях создания типологии преступника. По данной проблеме выступили С. Куртев, П. Колев, Е. Маджаров, А. Липчев, Р. Минковски, X. Монов и др. Ряд докладов был посвящен задачам перевоспитания правонарушителя, выявлению и разработке средств перевоспитания, изучению роли коллектива в процессе трудового воспитания.

Очень большой интерес вызвали доклады по развитию методов психологического исследования с использованием компьютера. Авторы поделились опытом компьютеризации тестов Равена (Raven) (Б. Карнаджиева), теста на ситуационную эмоциональную тревожность Спилбергера (Spielberger) (Р. Фархи, Д. Щетински, Е. Паспаланова), тестов на восприятие, внимание, интеллект и др. (М. Терзнева, К. Мечков, Ц. Цанев). Об успешном использовании компьютеров в практике социально-психологического изучения интересов молодежи, их социально престижных ценностей рассказали Л. Загарова и И. Бардов.

В области медицинской психологии основное внимание докладчиков было уделено психодиагностике и терапии трудных состояний, вызываемых различными детскими заболеваниями (В. Маркова, М. Папандов, М. Маринов). Выявлена надежность опросника Белла (Bell) в определении психологической готовности больных к лечению от алкоголизма (X. Кастро и А. Сотирова). Н. Анатасов проанализировал новые тенденции в работе службы предбрачной и семейной консультации по «телефону доверия».

На симпозиуме были затронуты психологические проблемы управления практикой в различных сферах: на текстильных предприятиях Аддис-Абебы (X. Брхание), на предприятиях туристической службы (А. Кокинов), в машиностроении при внедрении ГАПС (И. Инфесов) и др.

     


Стр.158

 На тематическом заседании «Социально-психологические проблемы практики» обсуждался широкий круг вопросов, посвященных исследованию воздействий индивидуального стиля руководства на групповые процессы, изучению стереотипов общения и возможных способов их изменения на практике, анализу фаз жизни в группе и их влиянию на степень риска при принятии решений (П. Василев, Р. Драгнева, Е. Близнашки). Интересные результаты были представлены по вопросу о соотношении ценностей личности и ее самооценки. Сравнительный анализ данных, полученных при обследовании студентов и правонарушителей, показал, что у последних происходит по степенное «сужение круга» ценностей и завышение самооценки. Это явление объясняется механизмом выраженной личностной защиты (В. Клинчарски). В настоящее время болгарские социальные психологи работают в самых различных сферах общественной практики, о чем свидетельствовали доклады, посвященные анализу телевидения как объекта социально-психологического исследования, особенностям создания социально-психологического климата в морских экипажах и управления ими в условиях загранплавания, возможностям использования невербальной коммуникации в трудовых коллективах (П. Владимиров, С. Собев, Т. С. Стоицова). Социальные психологи НРБ испытывают большой интерес к практическим психологическим методам воздействия на личность и группу в целом. В частности, широкое распространение получает социально-психологический тренинг поведения и деятельности. Примечательно то, что тренинг используется при подготовке психологов к практической работе на промышленных предприятиях, когда большую часть времени психолог уделяет общению с людьми.

Психологическим проблемам в спорте было посвящено специальное заседание, на котором анализировался опыт психологической подготовки болгарских спортсменов к. последним олимпиадам, где они добивались хороших результатов. Рассматривалась история становления психологических методов воздействия в практике подготовки спортсменов, отмечался переход от простого словесного воздействия к сложной псирорегулирующей тренировке. За последние годы в психологии спорта заметно повысился интерес к решению социально-психологических задач, возникающих в спортивных группах и связанных с созданием настроения спортсменов, психологической совместимости, благоприятного климата в командах и других феноменов (Е. Генова). Интересные исследования ведутся в НРБ по изучению мотивации спортсменов, в частности по анализу различных парадоксальных случаев, связанных с пониженной мотивацией и гипермотивацией, по выделению ведущих мотивов у спортсменов (материальный, удовольствие, престижность, самоутверждение, коллективизм, ответственность, патриотизм), по изучению психологических факторов взаимодействия преподавателя со студентами (И. Ковачев, М. Маринова, Е. Ценева, Л. Панайотов). Необходимо отметить, что большое внимание болгарские психологи уделяют изучению деятельности и личности преподавателей физкультуры (Ю. Мутафова, А. Френсис, М. Чобанов). Ведется также поиск аппаратурных методов исследования и интеллектуальной тренировки спортсменов командных видов спорта (В. Янев).

На тематическом заседании, посвященном психологическим проблемам личности, обсуждались результаты исследований центральной психологической лаборатории БАН. В частности, рассматривались такие психологические феномены, как субъективное препятствие, которое возникает в трудных ситуациях и обычно является объяснением неуспешной деятельности у старших школьников и студентов; процесс целеобразования деятельности в условиях, когда внимание человека направлено на себя; мотивация личности в научной деятельности, взаимосвязь когнитивных стилей и особенностей дивергентного мышления (М. Дилова, Р. Божинова, А. Маринов, В. Дунчев). В последнее время в НРБ выполнялись главным образом экспериментальные исследования личности. Одно из них было посвящено изучению связи школьной успеваемости учащихся 5—11-х классов с интеллектуальным уровнем школьников, их потребностями в достижении и одобрении. Было показано, что корреляция успеваемости с интеллектуальным уровнем постепенно снижается при переходах из 5-го класса в 11-й, с мотивацией достижения имеют положительные значения, с потребностью в одобрении значимые корреляции обнаружены только в группе школьников с низкой мотивацией достижения (Е. Паспаланова). Интересное исследование выполнено по анализу критических событий в биографии человека и их влияния на формирование жизненных планов в среднем возрасте. Результаты этого исследования используются для организации психологических консультаций (П. Димитров). Начата также работа по изучению личностного феномена «мужественности-женственности» (П. Рандев) и др.

На заключительном пленарном заседании отмечалось, что советские и болгарские психологи работают над близкими научными проблемами. Это повышает заинтересованность в совместном научном обсуждении. Большой интерес- на симпозиуме вызвали доклады, посвященные анализу методов и методик исследования. Было высказано предложение специально обсудить вопросы разработки и использования методов психологического исследования.