VII ВСТРЕЧА ПСИХОЛОГОВ ПРИДУНАЙСКИХ СТРАН

Дикая Л. Г., Журавлев A. Л.

Психологический журнал 1986, Том 7, № 6. С. 155-158

 

 

 

VII встреча психологов придунайских стран состоялась в 1985 г. в Варне (НРБ). В ней приняли участие свыше 300 психологов из Австрии, ВНР, ГДР, Греции, Западного Берлина, Италии, НРБ, СССР, СФРЮ, Финляндии, ФРГ, ЧССР, Швейцарии, Швеции, ПНР, Японии. Проведено два пленарных заседания, 16 симпозиумов, 5 «круглых столов». На первом пленарном заседании заслушан доклад директора объединенного центра по общественным наукам АН НРБ проф. С Ангелова. В нем рассматривались методологические вопросы о месте психологии в системе наук, изучающих человека, о возрастающем значении исследования человеческого фактора в социальном развитии.

Впервые обсуждались психологические проблемы мира, вопросы взаимодействия человека и компьютера, спорта, управления, политической психологии.

Симпозиум по общей и экспериментальной психологии открылся докладом И. Косе-ва (J. Kosev), М. Игнатова (М. Ignatov) и М. Диловой (М. Dilova) (НРБ), посвященным анализу результативных, стилевых и самооценочных детерминант деятельности. Результаты исследования показали, что ориентация испытуемых на быстроту или точность выполнения деятельности зависит как от их когнитивного стиля, так и от самооценки.

Б. Янаков (В. Yanakov) (СФРЮ) привел результаты изучения связей между самосознанием человека и антропологическим словарем. С помощью интервью с представителями разных республик социалистической Югославии был проанализирован общий фонд словаря, а также фонд отдельных категорий для описания биологических признаков человека, его социального положения, активности и поведения, психологических особенностей и т. п. Получены значимые корреляции между общей оценкой развития самосознания и используемым словарем.

И. Руисел (J. Ruisel) (ЧССР) рассмотрел отношения между памятью и особенностями личности и предложил перейти от анализа понятия «функции памяти» к понятию «функции памяти личности». Экспериментальное исследование касалось изучения связей памяти и тревожности личности. С изложением результатов экспериментальных исследований выступили также А. Фаркаш (A. Farkash) (ВНР) и Р. Прислин (R. Prislin) (СФРЮ).

На данном симпозиуме обсуждался ряд теоретических проблем, важное место среди которых заняла проблема соотношения ощущения и восприятия. По мнению Д. Василева (D. Vasilev) (НРБ), ощущение хотя и играет познавательную роль, но не является сугубо познавательным процессом: познание начинается с процессов восприятия.

Большой интерес вызвал доклад Н. Димитровой (N. Dimitrova) (НРБ) о развитии проблемы установки в истории болгарской психологии до 1944 г., о ее связи с теорией установки Д. Н. Узнадзе.

На симпозиуме по социальной психологии большая группа докладов была посвящена анализу трудовых коллективов. А. Л. Журавлев (СССР) сформулировал социально-психологический подход к исследованию динамических особенностей совместной трудовой деятельности, выделив специфические свойства коллектива как субъекта совместной деятельности и дополнив описание взаимоотношений и общения в нем. В. Топалова (V. Topalova) (НРБ) рассмотрела взаимосвязи между ценностными ориентациями на работу и уровнем трудовой деятельности. И. Даниел (J. Daniel) (ЧССР) подчеркнул важность социально-психологических аспектов организации сменной работы которые оказывают влияние как на результаты, так и на удовлетворенность трудом, отношение к работе, социальную активность и т. д. Н. Божков

 

   


 Стр.156

 (N. Bozhkov) (НРБ) остановился на вопросах психологического обеспечения выполнения социальных программ развития организаций. Е. А. Яблокова (СССР) выделила требования к членам коллектива, которые бы способствовали организации совместной жизнедеятельности.

Интересные результаты исследования самочувствия, активности и жизненной позиции людей пожилого возраста изложены Г. Йоловым (G. Yolov), Ч. Кискиновым (Tch. Kiskinov) и А. Ивановой (A. Ivanova) (НРБ). Была раскрыта иерархия ценностей для разных возрастных групп пожилых людей, показано благотворное влияние общения на психический тонус личности.

А. Векова (A. Vekova) (НРБ) рассмотрела детерминацию формирования личности в коллективе учащихся, значение традиций, соцсоревнования, общения, стиля комсомольского руководства, вопросы организации работы учебно-профессиональных комплексов (УПК); докладчик отметила доминирующую роль родителей в выборе детьми профиля УПК.

Особое внимание на симпозиуме уделялось также лабораторным социально-психологическим исследованиям. В частности, Г. Брук (G. Bruck) (ВНР) привел результаты сравнения восприятия и воспроизведения событий в группе ее членами и сторонними наблюдателями.

Следует отметить, что среди социально-психологических феноменов подробно обсуждалась традиционная проблема социальных установок. Й. Вирост (J. Vyrost) (ЧССР) проанализировал различные точки зрения на вопрос о связях между аттитюдами и поведением, а также изложил результаты исследований общих и специфических этнических аттитюдов.

Симпозиум по психодиагностике был открыт докладом В. Черны (V. Сегпу) (ЧССР), в котором рассмотрено современное состояние проблемы диагностики в социалистических странах, уделено внимание работе национального предприятия «Психодиагностические и дидактические тесты» (г. Братислава). Докладчик Г. Пирьов (G. Piryov) (НРБ) проанализировал место и роль мышления, и задачи его диагностики. Это исследование непосредственно касается анализа параметров мышления при использовании шкалы интеллекта Бине — Симона, адаптированной к условиям Болгарии,

Вопросам автоматизации психодиагностических исследований с помощью микрокомпьютерной техники был посвящен доклад Ц. Цанева (Tz. Tzanev) (НРБ). По его мнению, основные принципы автоматизации психодиагностических процедур — использование персональных компьютеров, полная автоматизация тестового эксперимента, организация обучающего диалогового режима, организация банка данных, создание разных видов стандартов и др. Использование бланкового метода в психодиагностике транспортных служащих было темой доклада X. Бонева (Н. Bonev) (НРБ). Разработанная методика предназначена для оценки способностей человека воспринимать и Оценивать трудные ситуации, характерные для деятельности служащих на транспорте.

На симпозиуме «Психологические проблемы мира»,выступил Ф. Генов (F. Genov) (НРБ); остановившийся на сущности мира как социального явления, психологической характеристике ядерной политики, последствий ядерной гонки вооружений. Е. В. Шорохова (СССР) в своем докладе обратила внимание на значение воспитания приверженцев делу мира, важными факторами которого являются интернационализация образования, политическая социализация личности.

Т. Иритани (Т. Iritani) (Япония) с психологической точки зрения рассмотрел отношение японцев к войне и миру после первой и второй мировых войн, после взрывов американских атомных бомб над городами Хиросима и Нагасаки. Эти события обусловливают развитие массовых движений в борьбе за мир, против угрозы атомной войны. К. Хелкама (К. Helkama) (Финляндия) подчеркнул значение моральной оценки мира,

А. Эскола (A. Eskola) (Финляндия) остановился на возможностях социальной психологии по опосредованному влиянию на сознание людей, повышение их активности в борьбе за мир. Большой интерес вызвал проведенный им психологический анализ изменений понятия «война» в зависимости от материальной и духовной жизни общества. Доклад Д, Папандопа (D. Papandopa) (Греция) был посвящен изучению поведения людей в конфликтных ситуациях, а также некоторых связей межличностных и политических конфликтов.

Состоялось также заседание рабочей группы по психологии мира, на котором обсуждались вопросы организации деятельности комитета «Психологи в борьбе за мир» и организации международного симпозиума «Европейские психологи в борьбе за мир».

На симпозиуме по политической психологии и психологии управления Ю. А. Шерковин (СССР) остановился на истории возникновения политической психологии, развитии представлений о пропаганде. Основные задачи новой отрасли психологии— анализ связей целей политики с ценностями сознания, доведение целей до широкой аудитории, преодоление психологических барьеров при их усвоении. П. Василев (P. Vasilev) (НРБ) изложил результаты исследования оценок и самооценок у разных трупп, населения Болгарии.

Д. Гронев (D. Gronev) (НРБ) показал, что «образ» власти входит составной частью в стереотипы отношения к власти. В. Михайлова (V. Mihajlova) (НРБ) рассмотрела соотношение разных отраслей психологии, определила политическую психологию как прикладную отрасль социальной психологии, а психологию мира — как раздел политической психологии

   


 Стр.157

 Ролевой конфликт в деятельности руководителей был проанализирован в докладе И. Иванова (I. Ivanov) (НРБ). Его исследование показало, что ролевой конфликт ведет к развитию неврозов у руководителей, у которых он бывает в 3 раза чаще, чем у подчиненных. Д. Марков (D. Markov) (НРБ) основное внимание, уделил психологическим требованиям к руководителям.

Симпозиум «Психология спорта» был открыт докладом Е. Геновой (НРБ), в котором дан глубокий анализ роли мотивов в спортивной деятельности, выделены ведущие мотивы в достижении победы.

В. В. Медведев (СССР), Г. Гутман (Q. Guttmann) (Австрия) обсуждали особенности восприятия и переработки информации у спортсменов игровых видов спорта, у спортсменов-чемпионов в нормальных и экстремальных условиях. В докладах Р. Ко-лева (R. Kolev), Ю. Мутафовой (Yu. Mutafova), Л. Борисовой (L. Borisova) и К.Димитрова (К. Dimitrov) (НРБ) рассматривались вопросы связей интеллекта, креативности с успешностью и активностью спортсменов в индивидуальных и коллективных видах спорта. С. Димитрова и Я. Янев (S. Dimitrova, Y. Yanev) (НРБ) предложили разработанные ими на основе комплексного подхода интегральные коэффициенты активности и технической готовности спортсменов. С. Иванов (S. Ivanov) (НРБ) обсуждал возрастные аспекты и разные стили взаимодействия тренеров со спортсменами, значение профессиональных качеств и личности тренера для успешного руководства коллективом. Г. Боймлер (G. Baumler) (ФРГ) остановился на эффективности разных форм обучения и развития двигательных навыков в спорте, отдав предпочтение обучению по модели. Н. Поповым (N. Popov) (НРБ) предложен новый критерий профотбора и оцен ки влияния спорта на личность человека.

На симпозиуме «Психология личности» освещались методологические и методические проблемы в изучении личности, способы моделирования личности, в частности модель, регулирующая сопротивление личности (Е. Перлвитц — Е. Perlwitz, Зап. Берлин). В докладах К. Обуховского и его сотрудников из ПНР (4 доклада) был дан анализ различных групп методов для изучения личности руководителя, показана связь успешности деятельности руководителя с его личностными характеристиками, интеллектуальными способностями, эмоциональностью, со степенью адекватности или потребности в стимулировании.

Обсуждались внешние и внутренние детерминанты производственной мотивации (М. Радославова — М. Radoslavova, НРБ), влияние соотношений внутренней и внешней мотивации на успешность выполнения задач различной структуры и содержания (А. Величков — A. Velichkov, Р. Божинова — R. Bozhinova, НРБ).

В докладах П. Заревского (P. Zarevscki) (СФРЮ), П. Цокова (P. Tsokov) и О. Койчева (О. Koychev) (НРБ) проведен анализ валидности ряда личностных тестов: Айзенка, Роршаха, Роттера и др. при исследовании эмоциональной сферы человека с помощью невербального теста Г. Пирьова (НРБ), вопросника социально-ситуативной тревожности и психологической анкеты по уровню самовоспитания.

На симпозиуме по «Комплексному изучению и измерению умственной нагрузки» рассматривались различные аспекты взаимодействия человека и микрокомпьютеров. Ф. Кликс (F. Klix) (ГДР) описал психологическую структуру деятельности оператора с дисплейными ЭВМ, основанную на системном подходе. Были выделены сенсорные входы, процедуры, оперативные действия, программы и действия с программами, показана роль мотивов и психических процессов в переработке визуализированной на дисплее информации различной сложности.

М. Таубер (М. Tauber) (ФРГ) представил обзор исследований, проводимых в ряде стран Европы, по изучению семантических структур визуальной информации, предъявляемой на дисплее. В докладах обсуждались вопросы влияния на успешность взаимодействия системы «человек — компьютер» таких факторов, как форма и семантика визуализированных сообщений (Г. Вандке — Н. Vandke, ГДР), временные и содержательные характеристики сообщений (К. Месеке — С. Meseke, ФРГ), способность и формы обучения, аутотренинг (Р. Шиндлер, R. Shindler, ГДР), рассмотрены психофизиологические показатели когнитивной сложности задач (Й. Нойман—U. Neumann, ФРГ). Т. Трифонов (Т. Trifonov) (НРБ) обсуждал место психоники как науки о принципах психической деятельности при конструировании компьютеров и при разработке про-грамм искусственного интеллекта.

Симпозиум «Когнитивная психология» был открыт большим докладом Д. Ковача (D. Kovac) (ЧССР) — «Психология: ее проблемы, принципы, пути развития», в котором дан анализ места психологии в системе наук XIX—XX вв. Обсуждались проблемы связи стабильности когнитивного стиля с циркадными ритмами (И. Сармани — I. Sarmany, ЧССР), когнитивных структур с процессами трансформации (Р. Сейферт — R. Seifert и др., ГДР), проблемы развития речи и формирования семантических структур у детей 5—6 лет (Д. Хойзер — D. Hauser, ГДР). Представлены были результаты исследования селективного внимания в процессе переработки семантической информации (Й. Хоффман — J. Hoffmann, ГДР), доложены результаты изучения влияния разных типов активации на процессы обнаружения сигналов и на сенсорную чувствительность, оцениваемую по вызванным потенциалам (Л. Г. Дикая, Л. А. Самойлович, А. Н. Гусев, СССР).

И. Лингарт (J. Linhart) (ЧССР), С. Мрвнев (S. Mrvnev) (НРБ) предложили для обсуждения модель оперативной памяти в качестве квазиэквивалента мнемоактивности

   


 Стр.158

человека в процессе обучающей деятельности, а Ф. Собик (F. Sobik) и Е. Соммерфельд (Е. Sommerfeld) (ГДР) обосновали теоретическую математическую модель взаимосвязей между операциями. Рассмотрены были когнитивные подходы к изучению психологии одиночества (А. Томас — A. Thomas, ФРГ).

На симпозиуме по проблемам психолингвистики (организован впервые) первым был заслушан доклад Т. Н. Ушаковой (СССР), которая рассмотрела тенденции развития психолингвистики, подчеркнула значение системного подхода для развития психолингвистической проблематики, важность практического применения теоретических разработок. В докладе Е. Герганова (Е. Gerganov) и М. Стаменова (М. Stamenov) (НРБ) обсуждены методологические проблемы техники семантического дифференциала, представлены результаты анализа текстов. Д. Райнов (D. Rainov) (НРБ) доложил результаты исследований диагностики речи и коммуникативной сохранности моторных афазиков.

На симпозиуме по клинической и медицинской психологии были представлены конкретные методы исследований, затронуты проблемы фармакотерапии и воздействия.

Психология в индустрии, психологическая нагрузка, принцип активности в человеко-машинных системах, риск в труде — темы, обсуждавшиеся на симпозиуме «Психология труда». На симпозиуме по психологии воспитания было представлено пять докладов из трех стран. Обсуждались вопросы формирования активности учащихся, системы психического развития, роль социальных оценок в воспитании.

На заключительном пленарном заседании с обзором проведенной работы выступил председатель программного комитета, один из старейших психологов мира, проф. Г. Пирьов (НРБ). Он отметил, что были представлены многие важные темы психологии, активно обсуждалось практическое приложение данных, обнаружилось стремление к сотрудничеству, объединению психологов.

Большое значение имело обсуждение проблемы мира, ее психологических аспектов: воспитание в духе мира, развитие мира, отношение детей и молодежи к проблемам мира, ответственность психологов.