ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ В МОДЕЛИРУЕМЫХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сергеюк П. И., Захарова Л. Н.

Психологический журнал 1986, Том 7, № 6. С. 61-67

 

 

 

На большом экспериментальном материале раскрываются причины ряда изменений профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Авторами делается вывод, что психологическая диагностика функциональных состояний дает возможность прогнозировать эффективность деятельности.

* * *

В последние годы особую актуальность приобрели проблемы психических состояний в трудовой деятельности человека, в частности в тех. ее областях, которые связаны с экстремальными условиями.

В условиях повышенной опасности даже у профессионально подготовленных специалистов может существенно снизиться эффективность труда, нередки несчастные случаи и травматизм вследствие дезорганизации или срыва деятельности, ошибочных решений, нарушения психических процессов.

В качестве субъективных переживаний проявляются чувства внутреннего напряжения, страха, растерянности и т. д. [3, 9, 10, 12].

Раскрыть причины неблагоприятных изменений профессиональной деятельности в экстремальных условиях и наметить возможные пути их предотвращения — задача, решение которой в значительной мере зависит от успехов в разработке проблем, а именно: в раскрытии системы факторов, обеспечивающих отражение субъектом трудовой ситуации как экстремальной и особенностей построения и реализации деятельности в ней на основе отражения ее характера.

В качестве формы интегрированного отражения ситуации и «системной реакции адаптации, гибко меняющей активность человека в соответствии с изменениями в окружающей среде», выступает психическое состояние, временная характеристика системы психики, «конкретное проявление взаимодействия психических процессов в ходе осуществления рабочей деятельности» [3, с. 94, 95].

Изучение психических состояний в экстремальных условиях имеет некоторые специфические особенности. Во-первых, поскольку в таких условиях предъявляются повышенные требования к возможностям человека [14], по отношению к которым у субъекта не сформированы адекватные функциональные [1], в том числе психические, состояния, то в этом случае закономерности возникновения и развития состояний должны выступать отчетливо. Во-вторых, назрела необходимость в более четком соотнесении испытываемых субъектом состояний с эффективностью рабочей деятельности, так как наметился разнобой в определении характера отношений между состояниями и деятельностью (одностороннее влияние или взаимосвязь), с одной стороны, и в определении на-

 

      


 Стр.62

правленности влияния состояний, относимых к проявлениям стресса, эмоциональной и психической напряженности (повышение или понижение), на эффективность деятельности [10, 11, 15, 16] — с другой.

Выделение психических состояний по их деятельностным коррелятам представляется важным в двух основных аспектах: 1) открывается возможность изучения системы детерминант психических состояний, соответствующих данной эффективности деятельности; 2) становится реальным осуществление прогноза успешности деятельности в экстремальных условиях по характеристикам испытываемого субъектом психического состояния. Для решения последней задачи необходимо изучение связи с эффективностью деятельности как состояния, развивающегося в ней, так и состояния, возникающего на подготовительном этапе.

Для решения задачи изучались психические состояния пожарных в моделируемых аварийных ситуациях, труд которых по своей психологической специфике является типичным в специфически сложных условиях деятельности.

Психические состояния в экстремальных условиях рассмотрены в системе терминов психической напряженности, предложенной Н. И. Наенко, О. В. Овчинниковой [10].

Определение психических состояний проводилось на основе выделения их деятельностных коррелятов.

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Характеристика экспериментальных ситуаций. Исследование проводилось в семи экспериментальных ситуациях, в которых моделировались и условия деятельности пожарных, и сама деятельность с разной степенью реальности. В простейших случаях испытуемые выполняли отдельные изолированные действия в относительно стабильных и определенных условиях при кратковременном воздействии очага пожара. В ряде случаев деятельность имела целостный характер: одна из экспериментальных ситуаций практически полностью соответствовала реальным условиям. Это достигалось ее специальной организацией, строящейся с учетом реальной мотивации, моделирования аварийной обстановки, введением типичного комплекса экстремальных воздействий (ситуация потери товарища при необходимости ведения разведки в условиях задымленности, неизвестной планировки помещения, аварийного состояния освещения).

Методическое обеспечение. Процедура диагностики психических состояний при выполнении испытуемыми заданий в экспериментальных ситуациях разработана на основе положений о том, что психические состояния связаны с эффективностью деятельности [2, 3, 9, 13], в речи субъекта проявляются особенности испытываемого состояния [4, 11], имеется определенное соответствие между динамикой состояния и динамикой ряда физиологических процессов [14]. Таким образом, с помощью использования методик экспертной оценки эффективности деятельности, пульсометрии и модифицированного ассоциативного эксперимента были зарегистрированы деятельностные, физиологические и психологические корреляты психических состояний испытуемых.

Полученные по этим методикам оценки были дополнены субъективной оценкой испытуемых.

Модификация ассоциативного теста состояла во введении в традиционный тест дополнительных требований к количеству и качеству ответных реакций испытуемого в условиях «давления времени» и в регистрации таких показателей успешности выполнения инструкции, как величина латентных периодов вербальных реакций (ЛПВР) и количество допущенных ошибок.

Испытуемыми являлись профессионально подготовленные пожарные: а) без опыта деятельности (группа I, 20 чел.); б) с опытом деятельности (группа II, 20 чел.).

Процедура эксперимента. Предварительный этап заключался в сборе данных по методикам экспертной оценки, пульсометрии, проведении ассоциативного теста при выполнении испытуемыми экспериментальных заданий без воздействия опасных факторов.

Во время подготовки к выполнению задания испытуемые знакомились с его особенностями, работами с ассоциативным тестом. В то же время производились замеры частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Этап выполнения задания в моделируемых экстремальных условиях был сопряжен с выполнением ассоциативного теста и регистрацией ЧСС.

Группа экспертов определяла эффективность деятельности каждого пожарного по 3-балльной системе.

В качестве основных методов обработки данных применены анализ корреляций меж-ДУ показателями состояний и эффективностью деятельности и определение статистической значимости различий по непараметрическому критерию Уайта между совокупностями параметров, характеризующих состояние испытуемых в группах и выделенных по критерию оценки эффективности их деятельности экспериментами.

    


 Стр.63

  РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате математической обработки данных статистически значимо (р = 0,05) выделены параметры основных психических состояний, испытываемых пожарными в процессе деятельности в экстремальных условиях в периоды подготовки и выполнения экспериментальных заданий. Эти состояния представляется возможным определить как различные формы и уровни проявления психической напряженности, соответствующие уровню эффективности деятельности, и рассматривать их в качестве этапов формирования боевой готовности пожарного. Каждое из выделенных состояний характеризуется своеобразным сочетанием зарегистрированных в эксперименте психологических и физиологических показателей. В таблице представлены результаты по диагностике психической напряженности.

Результаты исследования на этапе подготовки к выполнению задания позволяют выявить меньшее число проявлений состояния психической напряженности. Статистически значимо (р = 0,05) определены уровни психической напряженности, отражающие: а) готовность к нормальному функционированию в отсутствие экстремальных факторов; б) готовность к эффективной деятельности в условиях воздействия экстремальных факторов; в) сниженную готовность к деятельности в экстремальных условиях.

Операциональная форма психической напряженности наблюдалась во время ознакомления с инструкцией по ассоциативному тесту и при тренировках, являющихся контрольными и имеющих целью сбор данных об изменениях психологических и физиологических показателей при отсутствии экстремальных факторов. Установлено, что эта форма психической напряженности возникала в случае посильных для испытуемых заданий и нейтральном отношении к ним. В этом случае показатели ассоциативного теста имели следующие значения: латентные периоды вербальных реакций составляли в большинстве случаев 1,6—1,8 с при наличии определенных индивидуальных отклонений от этих типичных значений. Ошибки отсутствовали. Изменения ЧСС соответствовали испытываемой физической нагрузке во время тренировок.

Состояние, возникающее и развивающееся при эффективной работе в моделируемых экстремальных условиях, характерно для опытных испытуемых, положительно ориентированных на выполнение задания, требования которого соответствуют их возможностям в период реализации деятельности. Этот уровень психической напряженности зарегистрирован также в период подготовки к выполнению задания в тех случаях, когда субъективная оценка его сложности и особенностей соответствует оценке собственных возможностей испытуемого. У испытуемых, впервые столкнувшихся с воздействием экстремальных факторов, уровень эффективного функционирования в основном наблюдается при выполнении относительно простых заданий и довольно редко — при сложной деятельности. При выполнении сложного задания этот вид психической напряженности у испытуемых без опыта деятельности является результатом очень сильной внутренней мобилизации субъектом своих возможностей под. влиянием вовлеченности в экстремальную ситуацию. В период подготовки у неопытных испытуемых параметры состояния, соответствующие уровню эффективного функционирования, обнаруживаются чаще в случаях заниженной оценки сложности предстоящего задания и реже — при адекватной оценке. Они являются следствием значительной профессиональной мотивации и уверенности в приобретенных навыках и, будучи неустойчивыми, трансформируются при неудачах в процессе работы в состояния, соответствующие неэффективной деятельности.

Состояние, соответствующее эффективной работе, характеризуется со стороны показателей ассоциативного теста укорочением ЛПВР по срав-

    


 Стр.64

  Психическая напряженность (ПН) в экспериментальных условиях

 

 

 

 

 

 

нению с соответствующими показателями испытуемого в состоянии операциональной напряженности или превышением их в среднем на 18— 22%, а также очень небольшим количеством ошибок — до 15% (3 ошибки на 20 слов-ответов). Изменения ЧСС не являются дискриминационным показателем. В зависимости от воспринимаемой субъектом сложности задания изменения ЧСС могут быть как значительно выше изменений, характерных для операциональной формы напряженности, так и сближаться с ними. При выполнении заданий с одинаковым уровнем успешности изменения ЧСС обнаруживают существенные различия между испытуемыми групп I и II. В отдельных случаях эти различия составляют (задания в теплодымокамере) соответственно в среднем 6 уд/мин против 53 уд/мин при значительных,индивидуальных отклонениях от средней величины. Один и тот же уровень успешности деятельности в экстремальных условиях сопровождается различными вегетативными изменениями у опытных и неопытных испытуемых.

Уровень эмоциональной напряженности, сопровождающий деятельность, протекающую с удовлетворительными результатами, характеризуется при том же количестве ошибок (до 15%) превышением параметров ЛПВР, типичных для испытуемых в состоянии операциональной напряженности, до 45—50%. Изменения в ЧСС не являются показательными для разграничения развивающихся психических состояний, так же как и при актуализации уровня эффективного функционирования. Отмечается большая амплитуда изменений ЧСС у испытуемых групп I по сравнению с динамикой этого параметра у испытуемых группы II. В сложных ситуациях эти различия между характеристиками состояния испытуемых, принадлежащих к разным экспериментальным группам, и между совокупностями характеристик состояния пожарных, входящих в состав подгрупп, выделенных по критерию успешности, несущественны.

Состояние, соответствующее удовлетворительному уровню выполнения задания, испытывают пожарные, чьи профессиональные и психологические возможности не полностью соответствуют требованиям ситуации. По регистрируемым измерениям уровни эффективного и удовлетворительного функционирования наиболее отчетливо различаются у опытных пожарных в период подготовки к выполнению задания, а в группе пожарных без опыта боевой деятельности — в период его непосредственного выполнения.

Уровень психической напряженности в процессе деятельности, получившей неудовлетворительную оценку экспертов, характеризуется увеличением ЛПВР соответствующих показателей операциональной напряженности более чем на 45—50% при любом количестве ошибок. Такое состояние возникает и развивается у испытуемых в ситуациях, воспринимаемых ими в качестве превышающих их собственные возможности вследствие недостаточной профессиональной или психологической подготовленности. Этот уровень психической напряженности зарегистриро-

  

  


 Стр.65

ван как в период подготовки к выполнению задания, так и в процессе работы. Намного чаще он отмечался y испытуемых без опыта боевой деятельности. Зафиксированы случаи, когда уровень неудовлетворительного функционирования характеризовался резким увеличением количества допущенных испытуемыми ошибок в ассоциативном тесте, а величины ЛПВР при этом были аналогичны показателям состояния операциональной напряженности. Наблюдение обнаруживает импульсивность и ускорение действий испытуемых вследствие желания как можно скорее прервать трудную ситуацию. Правильное выполнение инструкций по тесту теряет актуальность для испытуемого. Изменения ЧСС в период, когда пожарные испытывают данное состояние, характеризуются значительной выраженностью, но существенным образом не отличаются от тех, которые характеризуют состояние испытуемых при выполнении сложного задания с высокой эффективностью. При состоянии сниженной готовности изменения регистрируемых показателей близки к изменениям этих показателей в период деятельности.

Уровень пресыщения деятельностью обнаруживается у профессионально и психологически подготовленных пожарных, имеющих опыт боевой деятельности, в те периоды, когда они выполняют однообразные простые задания. Эксперты отмечают в этом случае некоторую медлительность испытуемых, падение темпа деятельности, отсутствие заинтересованности в работе. В регистрируемых показателях характерным является практическое отсутствие ошибок: показатели ЛПВР типичны для случаев выполнения деятельности с высокой успешностью. К особенностям данного состояния относится превышение показателями ЛПВР соответствующих значений, зафиксированных в период операциональной напряженности, в то время как для процесса активной деятельности в сложных условиях для этих испытуемых было типичным сокращение ЛПВР. Дискриминационным показателем для дифференциации состояний, соответствующих уровню эффективного функционирования и уровню пресыщения деятельности, является показатель изменения ЧСС. В случае пресыщения деятельностью изменения ЧСС сокращаются по сравнению с показателями, характерными для состояния операциональной напряженности.

Психические состояния пожарных в предлагаемой классификации представляется возможным сопоставить с рядом традиционно определяемых состояний человека в сложных условиях деятельности. В период подготовки к выполнению боевого задания зафиксированы состояния, соответствующие готовности к эффективной работе и сниженной готовности к работе в экстремальных условиях. Первое из названных состояний соответствует состоянию возбуждения, боевой готовности, мобилизованности [5, 6, 12]. Второе объединяет состояния стартовой лихорадки и стартовой апатии. По результатам оценки напряженности, полученным с помощью разработанной и экспериментально проверенной диагностической процедуры, формы ее неблагоприятных проявлений успешно разделяются. В случаях возникновения стартовой лихорадки изменения в показателях ассоциативного теста характеризуются сокращением ЛПВР по отношению к фоновым данным и существенным ростом ошибочных ответов. При апатии показателем этого состояния является рост латентных периодов ответов. В связи с тем что задачей исследования являлось определение состояний, связанных со степенью эффективности деятельности, в предлагаемой классификации названы состояния по деятельностным коррелятам, что не исключает возможность их более полной дифференциации. Оценка состояний по их деятельностным коррелятам более надежна, чем по внешним проявлениям, а также по показателям интенсивности эмоциональных переживаний. Это подтверждается полученными данными, свидетельствующими об индивидуальных проявлениях предстартового возбуждения [5, 8].

    


 Стр.66

  В период выполнения экспериментальных заданий уровень эффективного функционирования соответствует оптимальному рабочему состоянию в экстремальных условиях деятельности или возбуждению [5]. Выделяются два основных вида психических состояний, проявляющихся в неэффективной работе: а) способствующее ускорению выхода из ситуации (близкое к состоянию паники) и б) вызывающее потерю темпа деятельности (астеническая реакция на ситуацию).

Данные, полученные в экспериментальном исследовании, говорят о том, что психологическая диагностика психической напряженности, основанная на определении ее деятельностных коррелятов, может способствовать определению подготовленности пожарных к выполнению боевых заданий в экстремальных условиях. Методика, основанная на сочетании пульсометрии и модифицированного варианта ассоциативного эксперимента, позволяет диагностировать различные уровни психической напряженности, соответствующие степени эффективности деятельности.

Экспериментальные данные обнаруживают различное прогностическое значение показателей состояний, выделенных на основе регистрации их деятельностных коррелятов и изменений в речевом реагировании при работе с ассоциативным тестом. Для опытных пожарных прогностически значимым является заключение об испытываемом уровне психической напряженности, составленное по показателям состояния, зафиксированным в период как подготовки, так и выполнения экспериментального задания. Коэффициенты корреляции между показателями состояния и эффективностью деятельности составляют в период подготовки 0,54—0,84 принятых уел. ед., в период деятельности — 0,62—0,83 (статистически значимо при р = 0,01). В последнем случае в одной из семи экспериментальных ситуаций зафиксирована статистически незначимая связь. Это вызвано трудностями работы экспертов, оценивающих деятельность испытуемых в задымленном пространстве. По совокупным данным, связь между показателями состояния и эффективностью деятельности достаточно высока, т. е. для опытных испытуемых большей прогностической, силой обладают данные о психическом состоянии, отражающем готовность к работе в экстремальных условиях. Это положение справедливо только в тех случаях, когда испытуемые ознакомлены с характером и особенностями предстоящей работы в достаточно определенной для них. ситуации.

Для испытуемых, не имеющих опыта работы, но прошедших курс профессионального обучения, прогноз эффективности их работы в экстремальных условиях более надежен по показателям состояния, полученным в период выполнения задания. Коэффициент корреляции между показателями состояний и эффективностью деятельности насчитывает в этот период 0,449—0,761 принятых уел. ед. Пять из семи коэффициентов статистически значимы. По совокупным данным, коэффициент корреляции составляет 0,531. В период подготовки величина коэффициента корреляции изменяется от 0,299 до 0,723 в зависимости от сложности ситуации и ее определенности для испытуемых.

 

ВЫВОДЫ

1. Диагностика психических состояний, возникающих и развивающихся у испытуемых при работе в экстремальных условиях, может успешно осуществляться посредством регистрации психологических показателей состояний с использованием критериев, выделенных на основе выявления деятельностных коррелятов изучаемых психических состояний. Одной из эффективных психологических методик диагностики психической напряженности является ассоциативный тест, работа с которым требует строгой детерминации и учета ее временных и качественных показателей.

    


 Стр.67

2. Психологическая диагностика функциональных состояний создает определенные возможности прогнозирования эффективности деятельности испытуемых в экстремальных условиях, т. е. может применяться в профессиональном отборе и обучении.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Дикая Л. Г., Гримак Л. П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека.— В кн.: Вопросы кибернетики: Психические состояния и эффективность деятельности/Под ред. Забродина Ю. М. М., 1983, с. 28—54.

2. Забродин Ю. М. Методологические проблемы исследования и моделирования функциональных состояний человека-оператора.— Там же, с. 3—27.

3. Завалова Н. Д., Пономаренко В. А. Психические состояния человека в особых условиях деятельности.— Психол. ж., 1983, т. 4, № 6, с. 92—105.

4. Замалетдинов И. С., Крылова Н. В., Киселев В. А., Труфанова Е. В. О возможности выделения уровней эмоционального стресса по речевым показателям в практике летно-космической деятельности,—В кн.: Психологические проблемы космических полетов/Отв. ред. Ломов Б. Ф. М., 1979, с. 91—100.

5. Ильин Е. П. Психология физического воспитания. М., 1980.

6. Ильин Е. П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема.— Психол. ж., 1981, т. 2, № 5, с. 35—42.

7. Кокс Т. Стресс. М., 1981.

8. Космолинский Ф. П. Эмоциональный стресс в экстремальных условиях. М., 1976.

9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

10. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М., 1976.

11. Носенко Э. Л. Специфика проявления в речи состояния эмоциональной напряженности: Автореф. дис. на соискание уч. ст. докт. психол. наук. М., 1979.

12. Пуни А. Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованию в спорте. Избранные лекции. Л., 1973.

13. Фресс П. Эмоции.— В кн.: Экспериментальная психология/Под ред. Фресса П., Пиаже Ж. М., 1975, с. 111—195.

14. Хилова Н. Г. Некоторые особенности изучения деятельности человека в экстремальных условиях среды.— В кн.: Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда/Под ред. Крылова А. А. Л., 1974, ч. 1, с. 95—100.

15. Broadbent D. Е. Decision and stress. N. Y., 1971.

16. Easterbrook L. A. The effect of emosion on utilization and the organization of beha-viour.— Psychol. Rev., 1979, v. 66, p. 183—192.

17. Fomkins S. S. Affect, imagery, consciousness. V. II. The negative affects. N. Y., 1963.