ПРОБЛЕМА РОЖДАЕМОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 Бойко В. В.

Психологический журнал 1984, Том 5 № 6. С.55-61

   

В решениях XXVI съезда КПСС отмечалась необходимость эффективной демографической политики, упрочения семьи, создания лучших условий для сочетания материнства с активным участием женщин в трудовой, общественной деятельности, расширения преимуществ и льгот семьям, имеющим детей, а также молодоженам [1]. Планомерное и действенное осуществление этих мер возможно с участием представителей различных областей знания, в том числе психологов.

Демографическую политику можно определить как систему методологически и эмпирически обоснованных мероприятий, направленных на изменение или стабилизацию того или иного демографического процесса (миграция, рождаемость, смертность, брачность, разводимость) для его развития в социально перспективном направлении. Необходимость демографической политики определяется целесообразностью вмешательства в естественное протекание конкретного демографического процесса.

Демографическая пропаганда — процесс планомерного и научно обоснованного воздействия на общественное мнение и сознание личности (семьи) с помощью различных социальных институтов (экономических, политических, психологических) для наиболее эффективного осуществления определенной демографической политики. Демографическая пропаганда выступает в качестве инструмента политики в области народонаселения, при помощи которого преобразуются отношения между: 1) демографическими явлениями, процессами и закономерностями, имеющими место в обществе, 2) демографическими целями развития народонаселения, 3) обществом, семьей и личностью. При этом подчеркнем, что семья и личность рассматриваются нами не как пассивный объект пропаганды, но как активно и сознательно действующий ее субъект, потребности, мнения, ценности которого играют решающую роль в осуществления воздействия. Это означает, что пропаганда не только основывается на содержании и целях демографической политики и строится с учетом конкретной демографической ситуации, но и отражает социально-психологические особенности населения, на которое оказывается воздействие. В данной статье рассмотрим основные социально-психологические аспекты пропаганды, направленной на регулирование рождаемости.

О целях демографической пропаганды. Основная цель — воздействовать на сознание, установки, мнения людей в соответствии с намеченной в обществе политикой в области рождаемости — уменьшением, увеличением или стабилизацией среднего числа детей в семье. При этом важно добиться устойчивого эффекта в оптимальные сроки и при помощи наиболее экономичных средств.

Цели демографической пропаганды можно классифицировать по степени их приближения к искомому эффекту: наиболее отдаленная цель — распространение управляющей информации, промежуточная — изменение репродуктивных установок, а наиболее при-

 

 


Стр.56 

ближенная к конечному эффекту цель — запланированное изменение репродуктивного поведения, в результате которого происходит стабилизация или изменение показателей рождаемости.

Распространение управляющей информации предполагает сообщение населению смысла и целей демографической политики, информирование о состоянии и вероятных следствиях современной демографической ситуации, механизмах регулирования рождаемости. Эффективность воздействия управляющей информации зависит от ряда факторов. Наиболее важные из них, по нашему мнению, такие: фактор времени — имеется в виду скорость распространения актуальной демографической информации; фактор дистанции — подразумевается степень психологической близости идей источника информации ее получателю (в этом плане можно различать более и менее приемлемые для населения пропагандируемые модели репродуктивного поведения); фактор объема — количества распространяемой информации; фактор интенсивности — частоты и периодичности воздействия на население; фактор охвата — численности населения, подвергающегося информационному воздействию; фактор контролируемости — имеется в виду мера стихийности в содержании и формах спонтанного распространения среди населения сведений о рождаемости, демографической политике, средствах контрацепции.

Управляющая информация играет вспомогательную роль и готовит психологическую платформу для более фундаментального воздействия демографической пропаганды на население — изменения репродуктивных установок. Однако сведения о рождаемости и репродуктивном поведении оказались малодейственными. Если все же воздействовать на установки при помощи информации, то — с учетом основных потребностей личности и тех функций, которые могут иметь для нее ее же репродуктивные установки.

Установка в концепции Д. Н. Узнадзе — своеобразный фактор, сосредоточивающий в себе первичную связь потребности с субъективной ситуацией ее удовлетворения и являющийся одним из условий осознания явлений и будущей деятельности, связанной с ними. Отсюда ясно, что репродуктивная установка связана с потребностью в детях и ситуацией ее удовлетворения. Функциональная роль любой установки, по нашему мнению, проявляется в том, что она создает многоплановый образ ситуации поведения, включающий в себя отраженные психикой сведения об окружающей действительности и внутреннем мире личности. Установка — своего рода клише реагирования, которое воспроизводится в поведении человека по мере надобности. Репродуктивная установка представляет собой комплекс поведенческих актов, суждений, оценок и позиций личности, отражающих ее отношение к рождению детей с учетом собственных потребностей и возможностей. Действие репродуктивной установки экономит силы человека, облегчает принятие решений: вместо того чтобы в очередной раз оценивать ситуацию и свои потребности, он прибегает к имеющимся у него оценочным и поведенческим «заготовкам». В этом смысле репродуктивная установка имеет адаптационную функцию. Воздействие на репродуктивную установку, на наш взгляд, сводится к тому, чтобы показать ее несоответствие изменившимся условиям действительности или имеющимся потребностям личности.

О мотивационной основе пропаганды. Мотивационная основа пропаганды — тот глубинный психологический ее подтекст, в той или иной мере отражающий интересы большинства, обусловливающий эффективность и определяющий средства стимулирования социально желательного репродуктивного поведения. Известно, что воздействие на психологию человека будет глубже, если обратиться к определенным мотивам его поведения. Еще в конце 30-х годов среди буржуазных ученых бытовало мнение, будто демографическая политика, направленная на увеличение рождаемости, должна осуществляться на основе материального стимулирования. Ряд современных западных демографов, социологов и психологов также придерживается идей так называемого «экономического рационализма». Так, Г. Мердаль (G. Merdal) считает, что решение семьи иметь то или иное число детей прямо или косвенно предопределяется жизненным уровнем семьи, который станет возможным при реализации репродуктивных планов [12]. Прямой путь реализации демографической политики, основанной на «экономическом рационализме», — материальное стимулирование рождаемости. Косвенный путь сводится к тому, чтобы организованными мероприятиями снизить материальные потребности большинства.

Практика показала ограниченное значение мер экономического стимулирования рождаемости: льготы и материальная помощь семьям в соответствии с числом рожденных детей оказывают воздействие лишь на определенные слои населения, для которых важен именно материальный фактор. С другой стороны, существенное значение имеет психологическое воздействие материального стимула: одни и те же меры способны оказать побудительное влияние на одних людей и не произвести должного впечатления на

 

 


Стр.57

других, материальные меры воспринимаются и оцениваются не сами по себе, а с учетом жизненного опыта семьи, достигнутого благополучия и социального статуса [6]. При этом могут иметь место различные несовпадающие тенденции: супруги уже перешагнули тот возрастной рубеж, когда они могли решиться на увеличение семьи; супруги имеют материальный уровень жизни, позволяющий без ущерба для себя иметь еще детей, но они не желают менять свой социальный статус (например, женщина не соглашается временно оставить работу, снизить интенсивность своей профессиональной деятельности, ограничить досуг, а мужчина не хочет обременять себя обязанностями воспитателя). Как показали наши исследования, принятие решения о рождении второго ребенка и последующих детей во многом зависит от того, при каких материальных и жилищных условиях появился первенец, какие трудности по воспитанию малыша пережили молодые супруги. У многих рождение ребенка ассоциируется с неприятными воспоминаниями и пережитыми обстоятельствами [3].

Таким образом, мотивация увеличения числа детей должна быть связана не только и не столько с материальными стимулами; важно учитывать мотивы возрастные, статусные, педагогические, мотивы, обусловленные трудностями воспитания первенца.

Демографическая пропаганда в ряде стран, направленная на ограничение рождаемости, также опирается не на экономические мотивы: в одних странах снижение рождаемости пропагандируется как условие снижения прироста рабочей силы и безработицы, в других — как средство решения жилищной проблемы, в третьих — повышения уровня жизни и получения дополнительных средств на образование, в четвертых — улучшения здоровья женщин и детей [5, 8, 17]. В Японии с 1952 г. действует национальная программа планирования размеров семьи, пропагандирующая малодетную семью посредством идеи «ответственного родительства». Итоги опросов показали, что упор в пропаганде снижения рождаемости должен основываться на рекомендациях науки и медицины, потому что именно эти моменты привлекательны для современной личности и связаны с принятием идеи о регулировании рождаемости [14]. Иной подход к психологическим основам демографической пропаганды указан в положениях, разработанных комиссией по изучению роста населения в США. Население призывают избегать нежелательных деторождений, т. е. учитывать, что для одних высокая рождаемость означает плохие перспективы в получении работы и ограничение благополучия для себя и имеющихся детей, для других — проблема связана с психическим напряжением, ограничением жизненных планов, свободного времени и внимания, уделяемого имеющимся детям [16].

В качестве психологической основы при осуществлении демографической пропаганды в социалистических странах выступают интересы как общества, так и семьи и личности.

О психологической тактике демографической пропаганды. Общий смысл этой тактики состоит в том, чтобы показать субъекту пропаганды, как совмещаются социальные желательные цели демографической политики с его ожиданиями и потребностями. Средства и формы осуществления тактики зависят от ряда факторов: конкретных целей демографической политики и состояния демографической ситуации; отношения людей к сложившемуся стандарту репродуктивного поведения (оно динамично и может складываться как в пользу, так и против этого стандарта и соответственно за пропагандируемый образец репродуктивного поведения или против него); весомости и развитости общественного мнения вообще и в области репродуктивного поведения в частности; действенности средств социального контроля за поведением семьи и личности; представлений людей о традициях сексуального поведения. К психологическим факторам, определяющим тактику, можно отнести также установки относительно нормы и необходимости того или иного числа детей в семье [15].

Общий смысл психологической тактики подсказывает социальным психологам соответствующие научно-исследовательские задачи. Определяя вклад психологов в демографическую политику развивающихся стран, направленную на ограничение рождаемости, К. Бэк (G. Back) отметил две задачи. Первая заключается в том, чтобы показать, как цели человеческой жизни, имеющие отношение к регулированию рождаемости, связаны друг с другом и как они могут привести к положительным результатам с точки зрения личности. Речь идет о личном счастье, роли женщины в обществе, экономическом благополучии, ценностях здоровья, о красоте, об избегании социальных конфликтов и прочего, ради которого человек ограничивает рождаемость. Вторая задача — показать, насколько глубоко уходят корни психологического сопротивления уменьшению рождаемости в личные или социальные аспекты [10].

В зависимости от своей идеологической ориентации ученые из капиталистических и социалистических стран различным образом определяют такие понятия, как «цели

 

 


Стр.58 

человеческой жизни», «положительные результаты для личности», «экономическое благополучие», «роль женщин в обществе» и др. Отсюда при внешнем сходстве психологических тактик, осуществляемых в процессе демографической пропаганды в разных странах, мы сталкиваемся с явными различиями в их содержании.

О стратегии демографической пропаганды. Стратегию определяют моральные принципы, лежащие в основе понимания личности как субъекта пропагандистского воздействия. Для советского общества бесспорным является положение о том, что демографическая пропаганда должна строиться на принципах добровольности, уважения личности и убеждения. По мнению зарубежных ученых, демографическая пропаганда предполагает как стратегию «невмешательства», так и стратегию «неизбежного принуждения».

В практике демографической пропаганды буржуазных стран, как, впрочем, и в теории западной социальной психологии, сложились две точки зрения относительно стратегических средств информирования и убеждения. В соответствии с первой из них, пессимистической, тактика изменения психологических установок не имеет отношения к демографической политике или имеет малое отношение. Считается, например, что на людей не действует пропаганда «преимуществ» небольшой семьи (именно такая пропагандистская задача стоит как в США, так и в развивающихся странах). Такое мнение высказывают и демографы, и специалисты в области психологии пропаганды [11, 13, 18, 19]. Реже встречается другая, оптимистическая, точка зрения на этот счет, но даже ее сторонники считают, что в области демографической политики нельзя уповать на изменение поведения только путем информации и убеждения. Большинство защищает стратегию, в соответствии с которой надо изменить ситуацию таким образом, чтобы добиться желаемого поведения.

Многие исследователи на Западе скрыто или явно подтверждают возможность разных стратегий, обладающих определенными достоинствами и недостатками — невмешательство, информирование и предложение, убеждение, поощрительные методы, негативные меры, неизбежное принуждение.

Давая критическую оценку различным стратегиям воздействия на репродуктивное поведение, отметим следующее: во-первых, большинство авторов придерживается крайних точек зрения, либо- защищая преимущества какой-то стратегии, либо отрицая ее; во-вторых, большинство стратегий имеет отчетливый оттенок манипуляторства человеком, который выглядит послушным и бесправным; в-третьих, большинство стратегий умозрительны и нуждаются в экспериментальной проверке; в-четвертых, не все стратегии отвечают моральным требованиям, например стратегия «вынужденного согласия» и «принуждения».

Наиболее удачной нам представляется комбинация средств осуществления демографической политики, предложенная Б. Берельсоном, хотя и она не свободна от указанных недостатков. Психолог считает, что можно влиять на события естественного движения населения при помощи таких средств, как: 1) информация и образование; 2) осуществление добровольных программ: обеспечение поддержки, способствующей или облегчающей достижение желаемых результатов; 3) деятельность общественных институтов; 4) стимулы или ограничения — обеспечение выгод (положительные стимулы) и наложение обязанностей (отрицательные стимулы), чтобы направить демографические показатели в желаемое русло, и др. [4].

Об отношении населения к демографической пропаганде. Пропаганда принесет свои плоды, если отношение к ней широких масс будет позитивным. В дискуссиях о демографической политике и пропаганде часто не касаются вопроса о том, каково отношение большинства к их содержанию. Ошибка исследователей еще более усугубляется тем, что все их построения основываются на неоговариваемом допущении того, что общественное мнение будет в пользу намечаемых мероприятий. Социальная психология призвана сформулировать гипотезы и выявить настроение различных слоев населения по поводу вероятной или реально проводимой демографической пропаганды.

О принципах осуществления демографической пропаганды. Прежде всего заметим, что принципы пропаганды отдельно в литературе не обсуждались, хотя, естественно, косвенно речь о них заходит. Среди них будем различать принципы общего и специфического плана: первые обязательны при осуществлении любой демографической политики в области репродуктивного поведения — повышения, снижения или стаби-

 

 


Стр.59 

лизации рождаемости, а вторые имеют место при постановке лишь конкретных целей демографической политики.

Важнейшим из принципов общего плана, по нашему мнению, является принцип поэтапности, который не оговаривается специально ни демографами, ни психологами. В соответствии с ним приближение к общественно ценному оптимальному числу детей в семье должно осуществляться через ряд промежуточных рациональных норм детности, которые, отражая долгосрочные цели, представляют собой реально достижимые показатели демографической политики и укладываются в некоторый континуум целей при переходе от имеющегося числа детей в большинстве семей к оптимальному, например, от многодетной к среднедетной семье, как это планируется в развивающихся странах.

Рациональные нормы детности рассматриваются нами как промежуточные этапы формирования нового демографического сознания. Ориентация общественного мнения сразу на оптимум или на идеальное число детей в семье — задача слишком общая, поскольку любой оптимум, а тем более идеал абстрактен, поэтому часто не выступает в качестве побудительной силы поведения. Например, при переходе от малодетной городской семьи к среднедетной (3—4 ребенка) можно указать несколько моделей рациональных норм детности. Вначале демографическая политика должна быть направлена на то, чтобы побудить людей иметь не менее двух детей, соответственно продумываются методы психологического воздействия и экономического стимулирования двудетной семьи. После того как большинство людей реализует данную репродуктивную программу, можно ставить вопрос о следующей рациональной норме детности — трехдетной семье и т. д. Поэтапное приближение к оптимальному размеру семьи конкретизирует решение задач демографической политики.

Принцип поэтапности в осуществлении демографической пропаганды имеет непосредственное отношение к психологии личности. Рациональная норма детности, пропагандируемая на данном этапе осуществления демографической политики, ближе к сложившемуся типу детности, поэтому личность легче поддается воздействию. Если же дистанция между сложившейся и пропагандируемой нормой детности слишком заметная, то воздействие теряет свою силу согласно так называемому закону «контрастности».

Другой важный общий принцип демографической пропаганды — подкрепление стимулируемого образца репродуктивного поведения. В таком виде принцип сформулирован нами впервые, хотя, казалось бы, само собой разумеется, что пропаганда должна сочетаться с мерами социального и экономического стимулирования конкретного числа детей в семье. В противном случае она способна вызывать противодействие со стороны личности, осознание отсутствия реальной жизненной базы для новых форм репродуктивного поведения.

Следующий общий принцип демографической пропаганды — принцип избирательного воздействия. Он вытекает из опыта деятельности средств массовой коммуникации и заключается в том, что пропаганда строится в расчете на представителей разных социально-профессиональных и половозрастных групп, различающихся жизненными планами, ценностями, репродуктивными намерениями, материальными и бытовыми условиями, а также отношением к демографической политике, осуществляемой в обществе. Комбинация этих и других социально-экономических й социально-психологических характеристик населения позволяет получить типы субъекта воздействия демографической пропаганды. Демографическая пропаганда, отвечающая принципу избирательного воздействия, строится так, чтобы каждый тип субъекта воздействия находил в ней отражение своих интересов и мотивов изменения репродуктивного поведения.

Принцип мотивации подразумевается большинством исследователей. Он предполагает проведение мероприятий демографической политики и пропаганды с учетом глубинного психологического подтекста, выражающего смысла ради которого население стремилось бы к сокращению или увеличению числа детей в семье. Поиск мотивационных основ демографической политики — одна из центральных задач социальной психологии.

 

 


Стр.60 

 Теперь укажем наиболее важные специфические принципы осуществления демографической пропаганды, имеющей целью повышение рождаемости. Эти принципы наряду с общими важно учитывать в связи с назревающей необходимостью увеличения числа детей в семьях, проживающих в крупных промышленных центрах и некоторых регионах нашей страны.

Принцип комплексности. Здесь подразумевается совместное осуществление: а) мер экономического стимулирования рождаемости (повышение благосостояния народа, материальная помощь семье при рождении ребенка, прежде всего второго и третьего, увеличение оплачиваемого декретного отпуска матерям и т. д.), б) мероприятий по частичному освобождению и рациональному участию женщин в общественном производстве, в) мероприятий по ускоренному развитию сферы бытового обслуживания и системы дошкольных учреждений, г) мероприятий, направленных на усиление значимости семьи и детей в жизни личности, д) мероприятий по повышению демографического сознания. Следует подчеркнуть, что комплексность мероприятий демографической пропаганды продиктована адаптационным характером репродуктивного поведения.

Принцип чадолюбия. Чадолюбие понимается нами как специфическая сторона проявления любви к детям. Последняя может рассматриваться как: а) норма человеческих отношений; б) характеристика принципов и установок взрослой личности, осознающей, что дети — радость и богатство человека и что бережное отношение к ним — долг и обязанность родителей; в) проявление особых личностных свойств в контакте с детьми — умение понимать их душевное состояние, терпеливо воспринимать их капризы и шалости, стремление помочь им в трудную минуту и быть с ними рядом.

Принцип детонаправленных ценностей. Предполагает, что дети рассматриваются как одна из главных целей существования личности и не приносятся в жертву «конкурирующим» ценностям—образованию, материальному положению и т. п.

Принцип престижа среднедетной семьи. Предполагает формирование у населения установки на семью, имеющую более одного ребенка, как социально-желательную, отвечающую интересам детей и родителей

Принцип сохранения достигнутого уровня жизни. Заключается в том, что общество делает все возможное, чтобы увеличение числа детей в семье не сопровождалось негативными переменами в жизнедеятельности семьи в целом и каждого супруга в отдельности. Сегодня многие ограничивают размеры семьи из боязни столкнуться с такого рода переменами. С увеличением числа детей семья должна получать различные компенсации: увеличение жилой площади, услуги на дому, сокращение рабочего дня матери или отца и т. п.

Принцип репродуктивной молодости. Сводится к созданию установок и поощрению рождения 2—3 детей в молодом возрасте (до 30 лет).

Принцип взаимопомощи поколений. Предполагает укрепление установок старшего поколения (бабушек, дедушек) на помощь в воспитании и уходе за детьми второго поколения (внуков).

Принцип поддержки молодой семьи. Сводится к тому, чтобы оказывать моральную и материальную помощь на ранних этапах существования семьи, после рождения первенца. Большую роль в организации поддержки молодой семье может сыграть развитие системы государственных кредитов, предоставляемых молодым супругам на льготных условиях для обзаведения хозяйством, приобретения квартиры, мебели, телевизора и т. д. Дополнительные кредиты могут быть предусмотрены для тех, кто заводит второго и третьего ребенка. Материальная помощь молодоженам при рождении первенца может выделяться из общественных фондов предприятий (приобретение детского приданого, коляски,

 


Стр.61

детской мебели). Фабрично-заводские профсоюзные комитеты вполне могут проявить в этом инициативу. Возможно, при помощи средств пропагандистского воздействия целесообразно восстановить традицию приданого жениху и невесте.

Принцип повышения культуры семейных отношений. Предполагает улучшение воспитательной работы по подготовке личности к ее семейным ролям, расширение информации о мужской, женской и детской психологии, совершенствование психологического климата в семье. В этом плане существенную роль должна играть служба семьи, организуемая в ряде городов страны.

Принцип функционального сотрудничества в семье. Предусматривает в случае увеличения семьи равномерное распределение домашних забот между супругами и детьми во избежание перегрузки женщины-матери. Осуществление принципа возможно при условии проведения воспитательных мер, направленных на формирование соответствующих установок у мужчин.

Принцип просветительства. Состоит в информировании широких масс о состоянии рождаемости, объективных причинах и мотивах ограничения числа детей в семье, а также последствиях снижения естественного прироста населения.

Принцип адекватных мнений. Сводится к формированию правильных представлений у населения о причинах, сдерживающих рождаемость.

Принцип обратной связи. В соответствии с ним важно изучать мнения и предложения различных социально-профессиональных и половозрастных групп о желаемых мерах стимулирования рождаемости и эффективности демографической пропаганды.

Нужно не только выявить необходимые принципы осуществления демографической пропаганды, но и создать условия для воздействия на семью и личность. В этом плане социальной психологии предстоит сделать еще очень много.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с. 105, 136, 145, 178.

2. Антонов А. И. Социология рождаемости. М., 1980.

3. Бойко В. В. Малодетная семья. Социально-психологическое исследование. М., 1980.

4. Берельсон Б. Некоторые заметки о регулировании процессов народонаселения.— В кн.: Проблемы народонаселения: О демографических проблемах стран Запада. М., 1977, с. 31—36.

5. Гузеватый Я. Я. Проблемы народонаселения и социально-экономическое развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки. М., 1970.

6. Кваша А. Я. Демографическая политика в СССР. М., 1981.

7. «Массовая культура» — иллюзии и действительность. М., 1975.

8. Народонаселение стран мира: Справочник/Под ред. Урланиса Б. Ц. М., 1978.

9. Шерковин Ю. А. К вопросу о природе и функциях массовой коммуникации в современных условиях.— В кн.: Материалы встречи социологов: Методологические проблемы исследования массовой коммуникации, Кяярику, 1966. Тарту, 1967.

10. Back К. W. Human nature, psychological technology, and the control of population growth.— J. Soc. Issues, 1974, v. 30, № 4, p. 279—280.

11. Freedman R., Takeshita J. Family Planning in Taiwan. Princeton, 1969.

12. Merdal G. Population. A Problem of Democracy. Gloucester, 1962, p. 124.

13. Merton R. K. Social Theory and Structure. Glencoe 1957.

14. Miller K. A., Inkeles A. Modernity and acceptance of family limitation in four developing countries.— J. Soc. Issues, 1974, v. 30, № 4, p. 185—186.

15. Minko M. Hlavni teoreticke a metodologicke principy pri prognozovani demografic-kych procesii.— In: Populacni prognozy, 1 dil. Praha, 1977, s. 90—91.

16. Population Growth and America’s Future (An Interior Report to the President and the Congress). N. Y., 1971, p. 26—27.

17. Soemardjan S. Social attitudes toward Population Policies in less developed societies.— In: Population Dynamics and Family Planning: A New Responsibility for Social Work Education/Ed. Kendell K. A. N. Y., 1971, p. 113—116.

18. Smith М. B. A social-psychological view of fertility.— In: Psychological Perspectives on Population/Ed. Fawcett J. T. N. Y., 1973.

19. Stycos J. M. Some dimensions of population and family planning: goals and means.— J. Soc. Issues, 1974, v. 30, № 4.

Поступила в редакцию 26.X.1981