СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПОДРОСТКОВЫЕ КЛУБЫ КАК ИНСТИТУТ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ

Беличева С. А.

Психологический журнал 1984, Том 5 № 6. С.48-54

 

 В настоящее время в социальной психологии достаточно однозначно сложилось определение понятия «социализации» как процесса усвоения индивидом социального опыта (Г. М. Андреева, И. С. Кон, Е. С. Кузьмин, Ф. Гибш, X. Форверг и др.).

Можно выделить следующие особенности процесса социализации, позволяющие отличать его от воспитания:

1. Относительная «стихийность» этого процесса, заключающаяся в далеко не всегда предусмотренном целенаправленном влиянии среды, которое трудно учитывать и непросто планировать.

2. Непреднамеренное усвоение социальных норм и ценностей, которое при социализации происходит в процессе активной деятельности и общения индивида.

3. Достаточно широкая самостоятельность индивида в отношении выбора предпочитаемой среды общения, которая приобретает роль референтной группы и оказывает решающее значение в процессе социализации.

Хотя социализация, как видим, имеет определенные особенности по сравнению с воспитанием, она ни в коем случае не противопоставляется ему. Целенаправленное воспитание в идеале предполагает полное управление процессом социализации, которое как раз и направлено на исключение «стихийного» элемента, исходящего от влияния среды. Значит, прежде всего необходимо организовать условия деятельности и общения таким образом, чтобы положительно действующие факторы и институты социализации добровольно предпочитались индивидом и выступали ведущими в процессе формирования его личности. Особенную актуальность эти требования приобретают в подростковом возрасте, который называют решающим этапом в развитии и формировании личности, возрастом, когда решаются основные задачи социализации: формирование самосознания, выбор будущих профессиональных ролей, усвоение социальных норм и нравственных ценностей.

Основными институтами социализации подростков — теми конкретными группами, где происходит усвоение ими социального опыта, — являются семья, школа, классовый коллектив, с одной стороны, и неформальная стихийно сложившаяся группа, где подросток проводит свое свободное время — с другой. Структура социальных связей подростка по степени их влияния в случае, когда процесс социализации протекает нормально, выглядит следующим образом: школа — семья — группа. Однако, как показывают исследования психологов, во-первых, несовершеннолетние правонарушители испытывают неблагоприятное воздействие со стороны семьи и неформальной группы, а во-вторых, структура их социальных связей деформирована. На первое место по степени влияния у них выходит неформальная группа, затем семья и школа.

Причины такой деформации социальных связей мы в свое время исследовали и пришли к выводу, что решающая роль при этом отводится

 

 


Стр.49 

престижным факторам. Престижная неудовлетворенность в классе, возникающая в результате слабой успеваемости, изолированности в коллективе класса, активизирует поиски другой среды общения. Такой средой становятся неформальные группы, уличные компании, где ввиду отсутствия социально значимой деятельности самоутверждение происходит в формах асоциального поведения [3].

Таким образом, «трудный» подросток действительно попадает в чрезвычайно трудное положение. У него наличествуют, с одной стороны, престижная неудовлетворенность, изолированность в коллективе класса (по данным М. А. Алемаскина, 92% «трудных» изолированы в коллективе класса [2]), с другой — неблагополучные условия семейного воспитания, выражающиеся в структурном (неполные семьи) либо в функциональном неблагополучии (неспособность справляться с задачами воспитания). В таких условиях неформальные уличные группы приобретают над подростком чрезвычайно сильное влияние, выступая основным социализирующим институтом. Однако было бы правильнее называть эти группы десоциализирующим фактором, поскольку они выполняют отрицательную роль, закрепляя поведение по определенному социальному стереотипу, получившему широкое распространение как «трудный» подросток.

Прежде чем приступить к проблеме ресоциализации, хотелось бы несколько пояснить понятие «трудный» подросток, которое в настоящее время приняло форму социального стереотипа, широко распространенного как среди взрослых, так и среди ребят. Прежде всего мы должны отмежевать понятие «трудный» от понятия «трудновоспитуемый». Трудновоспитуемость предполагает сопротивление воспитательному воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая дефекты умственного и физического развития, педагогические просчеты, затрудненную социальную адаптацию к той или иной усваиваемой социальной роли, особенности характера, темперамента, другие личностные особенности и, наконец, отклонения асоциального характера. Как известно, сопротивление воспитательному воздействию далеко не всегда связано с социальной запущенностью, с отклонениями в сознании и поведении подростка. Оно может проявиться и как следствие педагогических просчетов, неумения осуществлять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания. Так, скажем, особо одаренный учащийся может вызывать серьезные затруднения у педагога самостоятельностью своего мышления, неприятием привычных, трафаретных решений, объяснений отдельных явлений, склонностью к спорам, возражениям. Конфликты, возникающие в учебной деятельности, переносятся на взаимоотношения с педагогом, что также представляет особый вид трудновоспитуемости, который отнюдь, не создает предпосылок противоправного поведения.

Стереотип же «трудный» несет в себе определенные ожидания общественно опасного поведения и предполагает набор вполне определенных типических и социальных качеств, которые хорошо осознаются как самими ребятами, так и взрослыми.

1. Для «трудного» характерно включение в определенную уличную субкультуру со своими нормами, понятиями «что хорошо, а что плохо», жаргоном, кличками, авторитетами, которая заменяет ему референтную группу и направляет процесс его социализации.

2. «Трудного» характеризует активное сопротивление воспитательному воздействию со стороны школы, семьи, неприятие социальных ценностей, не включенных в собственную субкультуру. Он не просто плохо учится, а гордится этим, не просто употребляет алкоголь, курит, сквернословит, а бравирует этим.

3. У «трудного» весьма затруднен процесс формирования самосознания. Он либо не способен к реальной критической самооценке своего поведения, либо оценивает себя с позиции своей неформальной группы,

 

 


Стр.50 

либо включает различные механизмы самозащиты типа «он сам виноват», «я как все» и т. д.

Отсюда первоочередной задачей ресоциализации является ломка данного стереотипа, преодоление влияния уличной субкультуры, негативного отношения к воспитательному воздействию, к социально значимым нормам и ценностям. Выполнение этой задачи лишь средствами индивидуального влияния со стороны учителя, сотрудника инспекции по делам несовершеннолетних, родителей вряд ли возможно, поскольку в данном случае остается вне поля зрения предпочтительная среда общения, неформальная группа, выступающая в данном случае основным институтом социализации.

Таким образом, ресоциализация «трудного» подростка в первую очередь должна быть связана с заменой института социализации, той непосредственной среды, в которой протекает его основная жизнедеятельность и реализуются основные потребности возраста и которая выступает в качестве референтной группы, задавая основные нормы, эталоны поведения.

Как видим, задача настолько сложная, что на первый взгляд может показаться вообще невыполнимой, особенно если учесть, что отношения многих «трудных» чрезвычайно осложнены в коллективе класса и с учителями. Однако практика показывает, что эту нелегкую задачу с успехом выполняют подростковые военно-патриотические клубы, различного рода юношеские объединения по интересам и по месту жительства. Ресоциализирующее влияние таких клубов настолько велико, что, наблюдая за ребятами в клубе, визуально, на глаз, практически невозможно отличать бывших «трудных» от их благополучных сверстников. Опыт отдельных клубов, целых городов, таких, как Ленинград, Киев, которые используют подростковые клубы в качестве основного звена профилактической работы по предупреждению преступности несовершеннолетних, свидетельствует об их высокой воспитательной эффективности.

В Ленинграде, где план создания и организации подобных внешкольных детских учреждений был утвержден на сессии Ленгорсовета в сентябре 1970 г., в настоящее время действует свыше 340 клубов, преступность несовершеннолетних при этом снизилась.

Практика профилактической работы в ГДР также свидетельствует о больших возможностях специализированных юношеских клубов в нейтрализации подростковых групп с асоциальным поведением. Положение о таких клубах включено в закон о молодежи, который был принят в ГДР в 1974 г.

В настоящее время представители превентивной психологии проявляют все более настойчивый интерес к изучению тех закономерностей, которые характеризуют формирование детского коллектива клуба и его профилактические возможности. В частности, на базе подросткового военно-патриотического клуба имени Ф. Э. Дзержинского, действующего в Тюмени 15 лет, создана общественная научно-исследовательская лаборатория, консультируемая ведущими исследователями Академии МВД СССР. Здесь изучаются социально-психологические и психологопедагогические закономерности так называемой «дворовой педагогики», уделяется особое внимание выявлению и исследованию ресоциализирующих факторов, которыми располагают подростковые клубы.

Идея создания подобных внешкольных детских учреждений принадлежит педагогу С. Т. Шацкому, который еще в 1908 г. организовал прообразы современных клубов — детские общества «Сетлемент» и «Бодрая жизнь». С. Т. Шацкий писал: «Могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети. Такую же среду, создаваемую усилиями детей, должен создать клуб... Детская жизнь есть

 

 

 


Стр.51 

игра инстинктов, и потому необходимо для лиц, ведущих работу детского клуба, понимание тех инстинктов, из которых складывается детская жизнь» [7, с. 259].

Таким образом, Шацким были выдвинуты основные принципы, которые должны быть учтены при создании клуба: организация естественной среды, позволяющей реализовать основные потребности, или, как он выражался, основные инстинкты данного возраста.

О каких же потребностях, которые определяют жизнь детского коллектива в клубе, идет речь? Эти потребности прежде всего определяются особенностями процесса социализации на данном возрастном этапе. Подростковый возраст называют решающим этапом в формировании личности, имея в виду прежде всего процесс активного формирования самосознания. И. С. Кон выделяет в процессе формирования понятия «я» три стадии:

1) выделение тождественности и самости, когда человек определяет, чем он похож на других и чем отличается от других;

2) познание активного начала личности, познание себя как субъекта деятельности, когда человек отвечает на вопрос, что он может, на что он способен;

3) познание внутренне-интимного мира личности, что хотя отчасти проявляется в словах и поступках человека, но никогда к ним не сводится, и потому не может быть познано извне [5].

Строго говоря, процесс формирования представления о себе идет в течение всей жизни, начиная с трехлетнего возраста, когда ребенок начинает уяснять самые первые сведения о себе — имя, возраст, фамилию и т. д., и продолжается до конца дней, когда уже зрелый человек вдруг открывает неожиданные стороны своей личности. Однако прежде всего именно подростковый возраст характеризуется обостренным вниманием к своему внутреннему миру, к своему «я», к тому, какое место он занимает среди окружающих, на что способен, чем похож на других, чем отличается. Ответить на эти вопросы можно, лишь сравнивая себя с другими, — вот почему общение со сверстниками, их мнение приобретает для подростка столь важное значение, заметно тесня при этом влияние взрослых, родителей и учителей. Повышенный интерес к обществу сверстников тесно связан с потребностью самоутверждения, проявляющейся, с одной стороны, в потребности реализовать себя, свои скрытые творческие потенции, способности, задатки, а с другой — получить соответствующую оценку окружающих, завоевать достойное место в их глазах.

Таким образом, подростку необходима естественная среда, которая предоставляет благоприятные условия для интенсивного эмоционально-насыщенного общения со сверстниками, для реализации потребности самоутверждения на основе социально значимой деятельности. Именно этим условиям отвечают подростковые военно-патриотические клубы, принципы организации которых прежде всего учитывают требования этого возраста и потому добровольно избираются подростками в качестве предпочитаемой среды общения. Привлекательность таких клубов для ребят заключается в следующем:

1. Относительная автономность от взрослых достигается полномочными органами детского самоуправления, которые самостоятельно решают все важные вопросы внутриклубной жизни. Этим исключаются так называемые конфликты моралей, возникающие между подростками и взрослыми, потому что «мораль подчинения» здесь заменяется «моралью равенства». Было бы неправильно думать, что в клубе умаляется всякая роль взрослого человека-воспитателя. В любом случае воспитатель — центральная фигура детского коллектива, но он выполняет свои полномочия через органы самоуправления, относясь всерьез к игровым началам, на которых эти органы основаны.

 

 


Стр.52

 2. Достаточно широкий круг разнообразных занятий в клубе представлен многочисленными спортивными, техническими и другими секциями и кружками, позволяющими подростку выбрать дело в соответствии со своими склонностями, развивать свои способности, получать полезные навыки. Кроме того, клуб расширяет сферу социально значимой деятельности, способствуя тем самым нормальной реализации потребности в самоутверждении.

3. В клубе превалирует игровое романтизированное начало, на котором основаны органы детского самоуправления, внутренний распорядок клуба, перспективные линии развития детского коллектива в клубе. Организационная структура здесь, как правило, строится по армейскому образцу, включая звания и отличия, субординацию, эстетику воинской дисциплины. Это игровое начало носит не только развлекательный характер, повышая степень привлекательности таких клубов для ребят, что уже само по себе имеет самостоятельную ценность, но и выполняет важные социализирующие функции. Если в дошкольном детстве игра выступает основным способом социализации, позволяя ребенку усваивать будущие социальные и профессиональные роли, то с поступлением в школу ребенок резко переходит к новому основному способу социализации — научению. Однако игра при этом еще долго не утрачивает своей привлекательности и, как известно, учащиеся начальных классов не расстаются со своими любимыми игрушками и играми. Подросток же, который непосредственно встает перед необходимостью вхождения во взрослую жизнь и взрослые взаимоотношения, с удовольствием готов проигрывать эти взрослые взаимоотношения и будущие социальные роли, облегчая тем самым процесс социализации. Поэтому игровой элемент, который присутствует в военно-патриотическом клубе, определяя его организационную структуру и органы самоуправления, несет серьезную психологическую нагрузку. Такие клубы позволяют подросткам выбирать предпочтительную среду общения и вместе с тем выполняют социализирующие функции, способствуя усвоению социальных ролей, норм, ценностей.

Когда речь идет о «трудном» подростке, имеются в виду не столько социализирующие, сколько ресоциализирующие функции клуба. Дело в том, что для «трудного» основным институтом социализации выступает криминогенная среда, неформальная подростковая группа с асоциальной направленностью, с собственной субкультурой, которая уже в значительной степени им усвоена. Кроме того, как мы уже говорили выше, для «трудного» характерно активное сопротивление воспитательному воздействию, бравирование приобретенными навыками асоциального поведения.

«Трудный», попадая в клуб, первоначально переживает достаточно болезненный процесс адаптации, от которого в значительной степени зависит вопрос о его дальнейшем пребывании здесь, взаимоотношения с новыми товарищами. Адаптационный период в первую очередь предполагает ломку стереотипа «трудный» подросток. В его собственных глазах должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры, которая до сих пор для него имела исключительную значимость. Эта ломка происходит в процессе включения подростка в коллективную деятельность путем замены ложной романтики уличной компании на романтику здорового коллектива, эстетику дисциплины, замены круговой поруки на истинное товарищество. Следует отметить, что адаптационный период у разных ребят протекает неодинаково и способен достаточно затягиваться и осложняться. В зависимости от особенностей адаптационного периода можно выделить следующие категории подростков:

1. Адаптационный период протекает быстро и безболезненно. Как правило, это бывает у подростков энергичных, подвижных, любознатель-

 

 


Стр.53 

ных, которые быстро распознают преимущества многоплановой, деятельной жизни ребят в клубе, активно включаются в общие дела, становятся организаторами, руководителями, участвуют в органах самоуправления.

2. Следующую категорию составляют подростки, пытающиеся противостоять клубным нормам, требованиям дисциплины, распорядка, сохранить преимущества, которым ярлык «трудного» позволяет находиться на особом положении в коллективе. К таким ребятам в клубе на первых порах проявляют достаточную терпимость, не обостряют отношения из-за их различных выходок, но при этом им неукоснительно дают понять, что невыполнение обязанностей членов клуба ведет к ограничению в правах. В частности, ограничивается доступ к тем занятиям, из-за которых «трудный» пришел в клуб. Такими занятиями могут быть секции каратэ, автолюбительские, фотолюбительские и т. д. Таким образом, подросток уясняет себе правила: кто не хочет иметь обязанностей, тот не имеет и прав; кто не уважает коллектив, тот не может рассчитывать на его поддержку.

3. Вхождение в коллектив некоторых «трудных» осложнено активным сопротивлением, оказываемым бывшими друзьями, бывшей уличной компанией. В качестве такого сопротивления могут выступать как насмешки, запугивания, угрозы, физическая расправа, так и соблазны различными сомнительными удовольствиями, выпивками, острыми ощущениями, совместными вылазками, приключениями и т. д. Такие ребята требуют большой индивидуальной работы, прежде всего воспитания способности самостоятельно оценивать происходящее, оказывать сопротивление внешнему давлению, а также формирования чувства собственного достоинства, силы воли, мужества. Кроме того, эти подростки должны почувствовать свою защищенность, способность и решимость коллектива оградить его от расправы бывших уличных друзей.

4. Особую сложность представляет категория «трудных», относящихся к числу «ведомых», слабовольных, легко поддающихся чужому влиянию, индифферентных, не имеющих устойчивых серьезных склонностей и интересов. Все это затрудняет их адаптацию, требует обязательного закрепления индивидуального шефа, достаточно авторитетного, требовательного и уважаемого старшего товарища из числа ребят, которые смогли бы втянуть такого «трудного» в жизнь коллектива клуба, увлечь общими делами.

5. В клуб могут проникнуть и так называемые «циники» — подростки с прочно сложившейся антиобщественной направленностью личности, активно и вместе с тем с известной конспирацией пропагандирующие «воровские» законы, клички, песенки, жаргоны. «Циники» могут представлять серьезную опасность для коллектива клуба, составляя группировки ребят с асоциальной направленностью, увлекая их ложной романтикой преступной субкультуры. Подобных лиц необходимо быстро выявлять, брать под особый контроль, своевременно пресекать их развращающее влияние, а в случае необходимости ставить вопрос о привлечении к ответственности.

Адаптационный период, начинающийся с ломки стереотипа «трудного», завершается активным включением подростка в коллективную жизнь клуба. Следующим этапом ресоциализации является восстановление статуса, позиции бывшего «трудного» не только в коллективе клуба, но и в других жизненно важных сферах его общения и жизнедеятельности-классе, дома; преодоление конфликтных отношений с учителями, родителями, одноклассниками. Как правило, это происходит по мере отказа «трудного» от асоциальных форм поведения (выпивок, сквернословия, курения, грубости), по мере все более сознательного и успешного включения в учебную и общественно полезную деятельность. При этом могут возникнуть и возникают затруднения в связи с опреде-

 

 

 


Стр.54

ленной инерционностью общественного мнения в коллективе класса, стереотипных оценок, которые сложились у учителей в виде своеобразных ярлыков, прочно приклеенных к «трудным». Преодолению подобной довольно опасной инерционности общественного мнения, оценок педагогов способствует тесная связь клуба со школой, семьей. Педагогические воспитательные усилия учителей, руководителей клуба, родителей должны действовать единым фронтом.

Кроме восстановления отношений с окружающими процесс ресоциализации предполагает существенную перестройку самосознания, переход «трудного» к качественно новой стадии социализации, связанной с самовоспитанием.

Самовоспитание начинается с создания перспективных линий развития личности, с формирования, по словам А. С. Макаренко, жизненных целей, устремлений, идеалов. Выбор таких жизненных целей и идеалов, в свою очередь, вызывает потребность разобраться в себе, оценить свои возможности, личностные качества, т. е. потребность самоанализа и самосовершенствования, которые как раз и составляют сущность самовоспитания. Для подростка жизненные цели, устремления, идеалы во многом связаны с выбором будущей профессии и подготовкой к ней. Разнообразные занятия, которые предлагает подростку клуб, позволяют формировать профессиональные ориентации, определенные навыки. В клубе для «трудного» открываются заманчивые и реально достижимые жизненные перспективы, которые не всегда способна открыть школа в связи с его хронической педагогической запущенностью.

15-летний опыт работы клуба имени Ф. Э. Дзержинского в Тюмени, на базе которого создана научно-исследовательская лаборатория, показывает, что клуб дал путевку в жизнь сотням бывших «трудных» подростков, помог развить их лучшие качества — активность, любознательность, целенаправленность — и одновременно помог преодолеть этим ребятам влияние неблагополучной семьи, улицы, последствия престижной неудовлетворенности и педагогической запущенности в школе.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.

2. Алемаскин М. А. Психологические характеристики личности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. М., 1968.

3. Беличева С. А. Этот «опасный» возраст. М., 1982.

4. Кондратишко В. Ф. Проблема изучения социальных связей и поведения безнадзорных детей: Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. М., 1974.

5. Кон И. С. Открытие «Я».— Новый мир, 1977, № 8, с. 176—190.

6. Социальная психология/Под ред. Кузьмина Е. С., Семенова В. Е. Л., 1979.

7. Шацкий С. Т. Что такое клуб.— Избр. педагогические произв. Т. 1. М., 1980, с. 258— 266.

Поступила в редакцию 15.11.1982