РЕФОРМА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СССР И ЗАДАЧИ СОВЕТСКИХ ПСИХОЛОГОВ

Бодалев А. А.

Психологический журнал 1984, Том 5 № 6. С.21-26

 

 Наш народ приступил сейчас к практическому осуществлению реформы общеобразовательной и профессиональной школы, которая проводится в соответствии с программными установками июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, конкретизированными в постановлении Пленума ЦК КПСС 10 апреля и Верховного Совета СССР 12 апреля 1984 г. Как все мы знаем, эта реформа имеет своей целью поднять работу школы на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям общества развитого социализма.

Проведение реформы ставит новые большие задачи перед партийными и советскими органами, профсоюзными и комсомольскими организациями, перед нашими министерствами, перед всеми трудовыми коллективами и, конечно, в первую очередь перед всеми учреждениями народного образования страны.

Начинающееся осуществление реформы выдвигает новые большие задачи и перед советской наукой. В постановлении о реформе Академии педагогических наук СССР, педагогическим научно-исследовательским учреждениям, вузам, университетам предложено совершить крутой поворот к разработке актуальных проблем общеобразовательной и профессиональной школы.

В связи с этим большой объем научных исследований должны выполнить и советские психологи, поскольку цели совершенствования обучения и воспитания, сформулированные в документах о реформе, будут достигнуты быстрее и успешнее, если работа над их осуществлением будет опираться на реальное знание закономерностей, по которым происходит развитие психики человека и идет формирование его личности.

Свой вклад в дальнейшее освещение этих закономерностей в свете задач реформы школы должны внести все основные области психологической науки —общая психология, психология труда, социальная психология, психология управления, психология индивидуальных различий, специальная психология, психофизиология, но особенно целеустремленно и с высоким пониманием значения результатов своей деятельности над научным обеспечением ряда существенных направлений реформы должны потрудиться специалисты, представляющие возрастную и педагогическую психологию.

Генеральный, секретарь нашей партии, Председатель Президиума Верховного Совета СССР К. У. Черненко, выступая на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 г., напомнил, что, осуществляя реформу, «важно не потерять из виду наш стратегический ориентир — формирование всесторонне развитой личности» [I, с. 33].

Для ученых, работающих в названных областях психологической науки, это означает: не упуская из виду освещения общих психологических параметров, в которых находит выражение всесторонность развития советского человека — его подготовленность к труду, политическая зре-

 

 


Стр.22

лость, умственная, нравственная и эстетическая воспитанность, физическое здоровье, важно обосновать и достаточно определенно конкретизировать эти параметры в приложении к каждому из промежуточных этапов их формирования, т. е. следует научно аргументированно и с определенной мерой конкретности представлять себе, как должна выглядеть эта всесторонность в преддошкольном, дошкольном, младшем школьном и во всех последующих возрастах. Вместе с тем, имея в виду этот «лонгитюд» развития личности, необходимо не только объективировать качественное своеобразие, выражающее общую личностную суть человека на каждой из возрастных ступеней этого развития, и выявить и описать основные вариации проявления этой сути, зависящие от конкретного своеобразия условий, в которых происходит формирование личности, но и дать основанную на познанных закономерностях и механизмах реальную картину образования и развития таких структурно сложных блоков в личности, как ее убеждения, потребности и интересы, как ее склонности и способности, как ее характер.

Выявление во всей ее научно-проблемной многоаспектности динамики становления этих образований в личности, и особенно определение той «психологической логики» развития их, которая должна быть задана первыми общественными воздействиями на ребенка и продолжена во всех последующих воздействиях на него при его взрослении с целью формирования у него мировоззрения, потребностей и интересов, воспитания способностей и характера, необходимых для личности коммунистического типа — это исследовательская задача громадного социального значения. На решение ее следует сконцентрировать намного больше усилий со стороны специалистов по возрастной и педагогической психологии, чем это было в последние годы.

Развертывая исследования этого цикла, надо постоянно помнить, что результаты их будут представлять собой действительно реальный вклад психологов в создание научной основы осуществления эффективного единства идейно-политического, трудового, нравственного и эстетического воспитания, улучшения координации средств идеологического воздействия, усилий общественных организаций, трудовых коллективов, семьи и школы, о чем как о важнейшем условии успешности всей воспитательной работы очень четко сказано в Постановлении о реформе школы.

При разделении глобальной задачи психологии воспитания на более частные вопросы, которые необходимо решить психологам, чтобы с максимальной ответственностью откликнуться на требования реформы, очевидно, надо обратить самое серьезное внимание на прослеживание психологических условий увеличения воспитывающей роли всех видов деятельности-общения, игры, учения, общественной работы и, конечно, прежде всего труда — во всех их формах, в которых на протяжении жизни человек участвует.

Поскольку психика человека в деятельности, которой он оказывается занят, не только проявляется, но и развивается, специалисты по возрастной и педагогической психологии, постоянно сотрудничая с методистами и вообще с практиками разных категорий, должны, с одной стороны, научиться замерять реальный психологический результат воздействия той или иной деятельности (или их сочетаний) на ее участников, а с другой — давать научно обоснованные рекомендации по изменению содержания деятельности и форм ее организации, чтобы повысить их воспитательный эффект.

Помимо прояснения общей картины развития психики на каждой возрастной ступени в теснейшей связи с факторами, которые вызывают это развитие, в настоящее время важно взять курс на создание целостного представления о функционировании основных сфер психики человека — интеллекта, чувств, воли — в их взаимосвязях и взаимообусловливании на каждой возрастной ступени, а также в контексте условий и обстоя-

 

 


Стр.23 

тельств, которые определяют основные характеристики этого функционирования.

На необходимости безотлагательного решения указанной задачи приходится настаивать, поскольку все еще выполняется большое число исследований, прослеживающих отдельные частные особенности познавательных процессов, эмоций, волевой регуляции поведения человека — дошкольника, школьника, студента, и почти нет работ, синтезирующих и обобщающих эти активно добываемые, но все же носящие парциальный характер знания, в системные представления об особенностях работы ума человека, актуализации у него эмоций, проявлений его воли, когда ему приходится решать более или менее субъективно значимые для него задачи, выдвигаемые действительностью, в которую он включен.

В недавно опубликованных партийных и государственных документах о реформе школы подчеркнуто, что «обеспечивая высокий уровень знаний, необходимый для продолжения учебы в вузе, школа в то же самое время должна ориентировать молодежь на общественно полезный труд в народном хозяйстве и готовить ее к этому...» [3, с. 26].

Для педагогической психологии это означает, что, научно освещая закономерности учебной деятельности, она должна в кратчайшие сроки помочь педагогическим работникам на эти закономерности постоянно опираться при составлении новых учебных планов, программ, создании учебников и учебных пособий, апробировании новых методик, как рассчитанных на усвоение общеобразовательных предметов на всех ступенях школы, так и предназначенных для трудовой и профессиональной подготовки учащихся.

Речь здесь фактически идет о том, чтобы не за счет увеличения общего объема учебных часов, не за счет вредящей здоровью чрезмерной интенсификации обучения, а за счет главным образом совершенствования «технологии» учебного процесса, которая последовательно опиралась бы на научное знание общих, возрастных и индивидуальных закономерностей проявления и развития психики школьника, организовать работу с ним в соответствии с теми задачами, которые ставит реформа.

Эта работа, проводимая в тесном сотрудничестве с педагогами, с практическими работниками системы народного образования, должна быть нацелена на успешное преодоление тех трудностей, с которыми сталкиваются в настоящее время воспитатели массовых детских садов и школ, на обеспечение организации обучения детей с шестилетнего возраста, с обязательным учетом их психических и физических возможностей, на упорядочение их учебного труда, исключающее нервно-физические перегрузки, на поддержание в течение всех лет обучения неизменно высокого интереса к приобретению знаний и выработку устойчивой потребности в постоянном самообразовании и самовоспитании.

Помимо помощи педагогам-практикам в поисках психологически обоснованных путей успешного преодоления трудностей, возникающих в уже сложившейся системе обучения учащихся, перед возрастной и педагогической психологией встают и новые задачи.

В последнее время, как известно, не только в высшей, но и в средней школе происходит компьютеризация обучения. Учащиеся под руководством педагогов должны научиться использовать компьютер как средство записи, хранения и переработки информации. Приобретенные ими умения обращения с компьютерами облегчат им в дальнейшем управление станками и роботами-манипуляторами, слежение за технологическими процессами, проведение расчетов при конструировании и выполнение ряда других работ. В связи с компьютеризацией у психологов возникают новые исследовательские проблемы, например, прояснение возрастных аспектов компьютеризированного обучения, психологическое обоснование обучающих программ и стандартизированных учебников, рассчитанных на использование компьютеров при обучении, отработка

 

 


Стр.24 

совместно с педагогами-инженерами оптимальных вариантов включения разных типов компьютеров в учебный процесс и ряд других проблем

На качественно новом уровне и при большом диапазоне проблематики, включающей теоретический, экспериментальный и прикладной аспекты, должны быть сейчас развернуты в педагогической психологии исследования, освещающие все главные этапы формирования человека как субъекта труда, воспитания у него устойчивой направленности на активный труд в нашем обществе и способностей для его успешного осуществления прежде всего в сфере материального производству.

Развертывая эту работу, мы постоянно должны помнить, что реформа, у начала которой мы стоим, на многих уровнях конкретизирует применительно к условиям зрелого социализма и задачам его совершенствования ленинский принцип советской школы — соединение обучения с производительным трудом.

Реформа ориентирует советскую школу на усиление трудового воспитания, но одновременно она ведь призвана дополнить среднее образование молодежи всеобщим профессиональным и обеспечить переход к нему.

Для психологии это означает, что она незамедлительно должна усилить и резко расширить исследования по проблемам профессионального обучения и одновременно развернуть большую теоретическую, экспериментальную и организационно практическую работу, нацеленную на создание научных основ профориентационной службы.

Начинающаяся реформа школы предполагает также резкое улучшение работы по формированию у детей, подростков, юношей хозяйского отношения к своему здоровью, постоянной заботы об его укреплении. Создание в содружестве с физиологами, гигиенистами, методистами па физической культуре научно обоснованных рекомендаций, направленных на развитие у учащегося стойкой потребности быть здоровым, сильным, ловким, высоко работоспособным — это сейчас стало важным направлением в исследовательской деятельности советских психологов.

Перечисление в общем виде задач, решение которых требует активизации работы педагогических психологов, было бы крайне односторонним, если бы был оставлен в стороне очень важный для понимания основных детерминант формирования личности советского человека фактор, а именно коллектив, в котором человек живет, учится, работает, отдыхает.

Как повысить позитивную воспитательную эффективность всех тех. коллективов — семьи, группы детского сада, школьного класса, студенческой группы техникума и вуза, учебной группы ПТУ, производственной бригады, комсомольской группы, членом которой молодой человек является, как направлять развитие взаимоотношений в них и как сопрягать взаимодействия их друг с другом, чтобы каждый человек устойчиво проявлял себя в них как коллективист, как инициативный труженик, постоянно устремленный к деяниям, цель которых общее благо, как патриот своей великой Родины и вместе с тем как последовательный интернационалист? — Для получения научно убедительных ответов на эти вопросы еще очень многое должны сделать психологи.

Не меньшим по важности направлением деятельности психологов в связи с задачами реформы является также их активное участие в работе, нацеленной на создание научных основ оптимального взаимодействия в единой системе с усилиями школы, семьи и общественных организаций по формированию в каждом школьнике качеств коммунистической личности средств массовой информации, всех форм искусства [2, с. 32— 33].

Поиск и внедрение в реальный процесс подготовки будущего учителя улучшающих качество этой подготовки рекомендаций являются сейчас также очень важной проблемой. Психологи должны активно участ-

 

 


Стр.25 

вовать и в разработке профессиограмм труда учителя, и в обосновании характера психологических звеньев в общей системе его подготовки, и в формулировании критериев определения его профессиональной и личностной готовности к решению педагогических задач, и при освещении целого ряда других столь же значимых вопросов, относящихся к названной проблеме.

В документе о реформе, как все мы знаем, записано также: «Нужно поднять качество подготовки учителей в университетах, усилить помощь с их стороны педагогическим вузам в развитии научных исследований, повышении квалификации научно-педагогических кадров» [3, с. 42]. Конечно, чтобы достойно ответить на это требование, университетские психологи должны также еще очень активно себя проявить: создать хорошие учебники, учитывающие профиль даваемой университетом студентам специальности; приблизить к реальным психологическим задачам, которые приходится решать будущему учителю, практикумы; осуществлять конкретное шефство над пединститутами, в виде чтения лекционных курсов наиболее крупными учеными, подготовки кандидатов и докторов наук для этих институтов, совместные разработки в содружестве с педагогическими институтами актуальных для реформы школы проблем.

Следует указать на еще одно направление деятельности психологов, которое, если его целеустремленно развивать в сильнейшей степени будет способствовать одновременно и интенсивному расширений объяснительных возможностей возрастной и педагогической психологии, и увеличению ее роли в практическом осуществлении реформы школы. Этим направлением является развитие системы психологической службы, ориентированной на оказание повседневной практической помощи школе и семье. Первые шаги, которые сделали организуя такую службу ученые в ряде научных центров страны и, в частности, в Московском университете убеждают в том, что и эта форма работы психологов имеет большое будущее.

Можно было бы перечислять дальше те «горячие точки» в различных звеньях действующей в нашей стране системы факторов, обеспечивающих осуществление целей обучения и воспитания, которые требуют обращения к ним исследовательской мысли со стороны возрастных и педагогических психологов и которые одновременно являются точками роста для самой педагогической психологии на пороге реформы школы. Но вряд ли это нужно. Гораздо более существенно здесь подчеркнуть другое.

Для того чтобы исследования по возрастной и педагогической психологии систематически и на всех уровнях своих разработок смогли отвечать предъявляемым им высоким требованиям, необходимо, во-первых, добиться планирования теоретических, экспериментальных и прикладных разработок таким образом, чтобы не только было выдержано оправданное интересами дела соотношение между ними, но, и это главное, чтобы они предельно полезно своими результатами способствовали укреплению научного фундамента, на который опирается организация процесса обучения и воспитания. Во-вторых, требуется также подчиненное интересам общего дела распределение труда между специалистами, разрабатывающими проблемы возрастной и педагогической психологии.

В нашей стране в двухстах педагогических институтах, всех наших университетах, в НИИ педагогического профиля трудится большой отряд ученых, подчиняющих свою деятельность задаче освещения психологических проблем, ориентированных на удовлетворение нужд народного образования. В настоящее время важно объединить силы этих ученых четко продуманным единым планом работы, определить содер-жание и форму продукции, которую должен наработать каждый научный коллектив, наметить и опробовать эффективные пути обмена опы-

 

 


Стр.26

том в реализации научных замыслов, сближения теоретических подходов к интерпретации получаемых научных фактов и т. д.

С большой четкостью сказано в документе о реформе и о том, что надо постоянно добиваться повышения качества и эффективности исследований. Научные труды психологов должны в конечном итоге воплощаться в конкретных рекомендациях, учебных пособиях и руководствах, И еще крайне важное условие для успеха дела: психологи не должны позволять себе работать в одиночку, а обязательно на всех уровнях развивать творческое содружество с представителями других наук, как естественных, так и гуманитарных, которые со своих позиций также уже участвуют, а дальше будут еще активнее участвовать в реализации основных направлений реформы школы.

Такое тесное сотрудничество ученых — профессоров, преподавателей, научных сотрудников, аспирантов, студентов, представляющих различные области науки, при осуществлении реформы — важнейшее условие весомости того вклада, который они сумеют в нее внести.

Прошедший апрельский (1984 г.) Пленум ЦК КПСС и состоявшаяся вслед за ним сессия Верховного Совета СССР в своих решениях призвали советских ученых принять активное участие в подготовке и проведении реформы советской школы. Советские психологи, хорошо понимая свой долг перед партией и народом, будут еще целеустремленнее трудиться над тем, чтобы усилить роль науки, которую они представляют, в осуществлении реформы школы.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Черненко К. У. Речь на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 года. Коммунист. 1984, № 6, стр. 28—36.

2. Зимянин М. В. Следуя ленинским принципам развития народного образования. Коммунист, 1984, № 7, стр. 18—35.

3. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Сб. материалов. М., 1984.